Статьи14.03.2025 - 17:32

«Welcome»?! Зарубежные бренды хотят вернуться на российский рынок. Ждут ли их в России?

Некоторые иностранные компании, решившие три года назад не иметь с Россией ничего общего, сейчас, похоже, начинают прощупывать почву в надежде на потенциальное возвращение на отечественный рынок. Примечательно, что происходить это начало после явного потепления российско-американских отношений. Президент Владимир Путин выразил готовность принять обратно знаменитые бренды, только при определенных условиях. Подробности – в данной статье.

«Welcome»?! Зарубежные бренды хотят вернуться на российский рынок. Ждут ли их в России?
Фото: коллаж Runews24.ru

«Свято место пусто не бывает»

Россия начала переговоры, правда, пока что в «закрытом режиме» о возвращении ряда зарубежных компаний на внутренний рынок. Главным условием того, чтобы услышать от нас долгожданное «welcome» станет то, что российские организации оставят за собой занятые прежде зарубежные ниши. Иностранным товаропроизводителям никаких преференций предоставляться не будут. Об этом в ходе недавней совместной с белорусским коллегой Лукашенко пресс-конференции сообщил Путин.

«Конечно, возвращение каких-то западных партнеров на наш рынок может и благотворно отразиться на деятельности их и наших компаний, - отметил глава российского государства. - Сегодня в закрытом пока режиме ведем переговоры - спокойно, достойно, с уважением друг к другу и с соблюдением взаимных интересов».

Путин допустил возвращение иностранных брендов, но уже на иных условиях

 

И вот, как стало известно изданию «Коммерсантъ», «ворваться» на российский рынок якобы готовится группа Inditex - владелица брендов Zara, Massimo Dutti и Bershka. Фигурируют и другие потенциальные «ритейл-возвращенцы». Среди них Adidas, Puma и Hugo Boss.

После начала специальной военной операции из России ушли или ограничили свою деятельность свыше 1000 иностранных компаний. Так, по «этическим» соображениям с российским рынком порвали всяческие отношения компании Apple, Nike, Sony, Netflix. Приостановили обслуживание Boeing и Airbus.

Однако, как известно, «свято место пусто не бывает». Уже к осени 2023 года 85% пустующих площадей заняли российские бренды. Вот и получается: вернуться есть желание, но возвращаться, по сути, некуда. Да и президент России, хоть и не против, но подчеркивает – приоритет отечественным компаниям!

Так три года назад выглядели многие торговые павильоны российских ТЦ 

 

«Насколько доброжелательно ушедшие бренды воспримет аудитория, которая болезненно отреагировала на их уход? – задается резонным вопросом Анна Лебсак-Клейманс, генеральный директор Fashion consulting group. - Многие переключили внимание на российских производителей. Брендам, которые ушли в радикальной форме, придется начинать все с нуля».

Не поздно ли опомнились?

В данном контексте примечательна история немецкого завода Volkswagen в Калуге. В прошлом году на его базе обосновалась марка Chery, которая долго выбирала место для локализации своих машин на территории России и, наконец, нашла, что искала.

Помимо самих Chery, там планировалось собирать кроссоверы и внедорожники Exeed (премиальное отделение Chery, как Lexus у Toyota). Нынешний собственник бывшего завода Volkswagen, компания «Автомобильный завод АГР», в феврале анонсировала, что на предприятии будут выпускать машины под российской маркой Tenet.

В январе 2025 года автокластер Калужской области выпустил 21 000 автомобилей, что в полтора раза превышает объем производства за весь предыдущий год, когда с конвейеров сошло 13 000 машин. Об этом сообщило издание tarantas.news со ссылкой на данные, озвученные заместителем губернатора области Владимиром Поповым во время заседания регионального правительства.

Еще один полузабытый в России западный бренд

 

Планируется, что в текущем году только на бывшем предприятии концерна Volkswagen, перешедшем под управление AGR Automotive Group, будет произведено более 110 000 автомобилей.  Напомним: концерн Volkswagen объявил об остановке производства автомобилей в Калуге и контрактной сборки в Нижнем Новгороде 3 марта 2022 года.

То, что иностранцам будет непросто вновь покорить российский рынок, считает глава компании «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров. И дело здесь не только в том, что большинство их прежних площадок уже заняты.

«Международный бизнес продолжает сталкиваться с большим количеством ограничений в России, - в беседе с «Ъ» рассказал специалист. - Это и выплата дивидендов, и поставки сырья. Пока, думаю, речь может идти лишь о снятии некоторых ограничений на импорт неподсанкционных товаров, то есть о принципиальной позиции бренда. Предстоит пройти большой путь до того, как мы можем всерьез обсуждать возвращение компаний в Россию».

Меж тем, в феврале бывший глава АвтоВАЗа Бу Андерссон заявил, что ушедшие из России европейские, южнокорейские и японские автобренды не потеряли интереса к стране и могут вернуться. Но как именно и когда? Это предсказать пока что сложно. А как вам кажется, уважаемые читатели, может ли наступить и примерно когда «оттепель» в части рестрикций, то бишь в снятии ограничений для иностранных брендов, три года назад сделавших свой, заметьте, осознанный выбор, или… а оно нам надо?