В Молдавии случилось громкое событие: правительство во главе с премьером Натальей Гаврилицей на днях отправилось в отставку. Для страны, истощенной энергетическим кризисом – это огромное потрясение. Как назревала отставка правительства, в чем ее причина и каковы последствия – об этом в нашем новом материале.
Отставки министров потрясали молдавское правительство последние полгода: за шесть месяцев Кабмин покинули четверо министров.
Так, в июле 2022 года был уволен министр сельского хозяйства Виорел Герчиу с формулировкой: «утрата доверия». Правда, сам он не ожидал такого финала и счел это решение политическим. К тому времени в республике уже развернулись антиправительственные акции, вызванные в том числе закрытием российского рынка для сбыта сельхозпродукции.
В сентябре правительство покинула министр окружающей среды Юлиана Кантараджиу. Она была недовольна тем, что нехватку российского газа решили восполнить вырубками леса. Замену ей нашли только спустя два месяца.
В середине ноября эстафету отставок в кабмине принял министр экономики Серджиу Гайбу. Тогда инфляция превысила 30%, что ему поставили в вину.
Наконец, в январе 2023 года был отставлен министр труда и социальной защиты Марчел Спатарь. К нему у населения тоже накопилось немало претензий. В частности, именно при нем ужесточили критерии для попадания в категорию «высокой уязвимости» — льгот лишились около десяти тысяч молдавских семей.
Минувшая пятница, которая выпала на 10 февраля, стала последним днем работы молдавского Кабмина. Всех министров срочно вызвали на заседание в администрацию президента, где их ожидала президент страны Майя Санду. В числе приглашённых оказались и наиболее авторитетные депутаты правящей партии «Действие и солидарность». По сути, вся политическая элита Молдавии присутствовала при этом знаковом событии.
Слово взяла глава правительства Гаврилица, которая к своему публичному заявлению об отставке была уже готова.
«Спустя полтора года во главе этого правительства пришло время объявить о моей отставке с этой должности», — сказала она собравшимся.
Гаврилица отметила, что Кабмину удалось наладить связи с внешними партнерами, прежде всего, в Европе и особенно с соседней Румынией, с которой у Молдавии сложились давние культурно-исторические связи. Однако причины отставки она раскрывать не стала.
Нужно сказать, что тема отставки молдавского Кабмина уже давно витала в воздухе. Однако к концу первой декады февраля 2023 года отставка правительства назрела окончательно.
Одним из главных факторов стал масштабный энергетический кризис в стране, который спровоцировало правительство Гаврилицы. Дело в том, что Молдавия не имеет своего газа и вынуждена его закупать. Традиционно сложилось, что поставки голубого топлива шли от российского «Газпрома», который продавал его по вполне комфортной для Кишинева цене. Однако в последнее время Молдавия по давлением Брюсселя и Вашингтона отказалась от российского газа. Запад тем самым хотел «удушить» российскую экономику. Однако в действительности произошло «с точностью до наоборот».
Москва, разумеется, выстояла без экспорта газа в Молдавию. Кишинев, вынужденный закупать голубое топливо по завышенным ценам у третьих стран, столкнулся с жесточайшим энергетическим кризисом. Его производными стали запредельно высокие тарифы на газ для предприятий и населения. Дошло до того, что многие жители не могли оплачивать газ из-за резко взлетевших цен и перешли на дрова, которые им поставляла Румыния в качестве гуманитарной помощи. Вы только подумайте – и это в XXI веке.
На этом фоне молдавский Кабмин стал всеобщим аллергеном. Его ненавидели большинство граждан страны. Показательны данные недавних социологических опросов. Согласно замерам общественных настроений, за смену правительства высказались почти две трети респондентов.
Судя по всему, их результаты стали для президента Санду «последней каплей, которая переполнила чашу терпения». Глава государства приняла решение сместить непопулярного премьера.
Другим фактором стало стремление Санду на фоне массовых акций протестов, которые регулярно проходили в Кишиневе и собирали десятки тысяч людей, «выпустить пар народного недовольства». По сути, нужен был «козел отпущения». На его роль Санду назначила Гаврилицу и ее Кабмин в придачу. Отставка позволила с одной стороны снизить градус общественного кипения, а с другой – отодвинуть претензии молдавского общества от самой Санду, которой в последнее время многие были недовольны. Можно сказать, что, сделав такой политический ход, президент Молдавии себя в общественном сознании «обелила».
Еще одна причина – неспособность Гаврилицы договариваться с населением, убежден политический аналитик из Кишинева Дмитрий Кисеев.
«Гаврилица хороший технократ, но премьер-министр в Молдавии — это политическая должность. Она не смогла наладить диалог с обществом», — пояснил он.
Доктор политических наук, профессор РАНХиГС Наталья Харитонова полагает, что Санду отправила в отставку Гаврилицу ради сохранения прежнего политического курса, направленного на ухудшение отношений с Россией и, как следствие, негативно влияющего на население.
«Сравнивать политику будущего премьера с тем, что делала Гаврилица, бессмысленно, поскольку обе фигуры, как и президент, находятся под управлением Запада. Рокировку необходимо рассматривать в качестве отвлекающего маневра. Учитывая общий тренд встраивания Молдовы в плотные ряды западной антироссийской коалиции, качество и вектор политики, если и изменится, то в худшую для Москвы сторону», — подчеркнула Харитонова.
Согласно молдавскому законодательству, после подписания президентом указа об отставке Кабмин продолжает исполнять обязанности — до присяги нового состава.
Главным претендентом на премьерское кресло выступает Дорин Речан — экс-глава МВД в правительстве Санду, а ныне ее советник по безопасности. На сегодня ему нет альтернативы, т.к. Санду видит на вакантной должности премьера только его, а оппозиция не имеет своей кандидатуры за исключением беглого лидера партии «Шор» Илана Шор. Последний обвиняется в хищении миллиарда долларов, что делает невозможным его приход на государственную должность, тем более такого ранга.
Речан устраивает Запад на посту премьера. Он в свое время был соучредителем американской компании, отвечавшей за сеть фастфуда в Молдавии. В 2013-м это привело к скандалу, поскольку совмещать должности госслужащий не мог. Но совладельцем бизнеса он остался.
Кроме того, Речан имеет наработанные контакты с неправительственными организациями из США, которые курируют Молдавию. Он активно выступал за приобретение натовского оружия и сотрудничество с Альянсом, вступить в который пока не позволяет конституция. Проамериканский настрой силовика вполне отвечает нынешнему политическому курсу Санду, которую Запад привел к власти в Молдавии.
Другим «козырем» Речана стали его выстроенные связи с Приднестровьем, которое провозгласило себя независимым государством. Однако Кишинев его считает своей территорией.
По словам политолога Кисеева, «у него неплохие кулуарные контакты с Приднестровьем».
«Он хорошо себя зарекомендовал как фигура, с которой можно договариваться Приднестровским элитам», - отметил эксперт.
Санду Речан нужен в качестве премьера как опытный силовик, который будет ещё больше завинчивать гайки в деятельности оппозиции. Очевидно, что оппозиция не успокоится. Вот здесь и пригодится Речан, который пойдет на аресты и жесткую конфронтацию с ней.
Нужно учитывать, что в Молдавии раздувают российскую угрозу, вплоть до якобы угрозы вторжения ВС РФ на территорию республики. Разумеется, это хитрая игра молдавских политиков, которые по указке Запада нагнетают обстановку среди населения. Для усиления подобных настроений в молдавском обществе премьер-силовик как раз пригодится.
Таким образом отставка правительства Молдавии, с одной стороны, назрела в силу мощного энергетического кризиса и была выгодна режиму Санду, чтобы разрядить обстановку. С другой стороны, есть и политическая причина. На смену технократу в кресле премьера нужен опытный силовик, готовый расправляться с оппозицией и в то же время быть проводником политики коллективного Запада в Молдавии с явным антироссийским уклоном. В этом смысле назначение Речана устраивает как президента Санду, так и ее покровителей в Бухаресте, Брюсселе и Вашингтоне.