После того, как в Абхазии была остановлена единственная гидроэлектростанция (ГЭС), а работники бюджетной сферы остались без заработной платы, жители республики развернули серьезные дискуссии о том, как действовать дальше. Параллельно местное правительство просит Россию «по-братски» вернуть финансирование и электроэнергию. В принципе, логичная просьба, если бы не одно «но»: около половины электроэнергии в республике «съедается» майнерами, а власти республики по их слезным заверениям, ничего не могут с этим поделать…
А как же Москва смотрит на ситуацию? Она пока сохраняет эдакий статус-кво, и старается не реагировать на призывы. При этом среди местного населения, которое проявляет порой весьма бурную реакцию, активно обсуждаются возможные пути выхода из кризиса.
Да, сначала эмоции взяли верх, и в адрес россиян были сказаны не самые приятные слова. Но теперь, немного поостыв, люди начинают рассуждать более рационально. Они пытаются решить, что выгоднее: вернуться в Грузию или присоединиться к Союзному государству России и Белоруссии? Как показывают итоги опросов, около 70% респондентов поддерживают второй вариант.
На первый взгляд, может показаться лестным, что две трети жителей Абхазии хотят, чтобы их республика стала полноправным членом Союзного государства. Но все не просто так, и есть три важных аспекта, которые необходимо учитывать.
Фото: соцсети
Во-первых, такие важные решения должны быть одобрены руководством России и Белоруссии. К слову говоря, Александр Лукашенко, который пытается не испортить отношения с Западом, старается игнорировать вопрос признания Абхазии, и при этом активно общается с её лидерами. Это означает, что он не может заключить союз с теми, кто находится вне правового поля Белоруссии.
То есть, если у президента РФ Владимира Путина не получилось убедить Лукашенко в официальном порядке признать новые территории России или независимость Абхазии, то вероятность того, что это произойдёт по просьбе жителей республики, крайне мала.
Во-вторых, необходимо отметить, что Союзное государство представляет собой объединение равноправных и независимых участников. Это значит, что страны могут оказывать друг другу экономическую поддержку, например, предоставлять льготные тарифы или нулевые пошлины на товары. Но! Ни одна из стран не содержит другую. Сотрудничество России и Белоруссии осуществляется на взаимовыгодной основе, без предоставления бесплатных услуг.
Фото: скриншот: Discred.ru/Sputnik
Но, судя по всему, в Абхазии полагают, что присоединение к Союзному государству позволит использовать бюджеты России и Белоруссии для поддержки своих проектов, безо всяких взаимных вливаний. Только представьте на секунду реакцию президента Лукашенко, если ему скажут, что выгода от нового участника Союзного государства заключается в возможности оплачивать электроэнергию для майнеров из Абхазии?
В-третьих, существует политический аспект. Если говорить предельно коротко о том, чего хотели бы добиться абхазы и как бы это можно было реализовать, то такой вариант сводился бы к присоединению к России в качестве нового субъекта.
Однако один из важных вопросов сводится к тому, нужен ли России новый регион? Некоторые считают, что да. Один из них – аналитик Алексей Добровольский поддерживает версию о том, что это необходимо.
«Необходимо работать над принятием Абхазии в состав России, других вариантов просто нет. Полумеры не помогут. Да, работа с населением будет сложной, не все захотят, будет волна сепаратизма и многое другое, но выбор очевиден», - считает эксперт.
Фото: Скриншот с сайта Украина.ру
Да, вхождение в состав РФ само по себе решило бы все проблемы республики, в том числе выплаты бюджетникам и поставки необходимой электроэнергии. Но суть проблемы в том, что Абхазия принципиально не хочет становиться частью России, о чем, к слову говоря, в 2023 году открыто заявлял Дмитрий Медведев.
Но тогда представители Абхазии от имени всего народа конкретно заявили: мол, не надо на нас давить, тем более что населению такой вариант тоже не нравится.
То есть, давайте предположим, что в какой-то момент Россия вдруг делает все возможное и невозможное, чтобы убедить президента Лукашенко признать независимость Абхазии и взять республику в Союзное государств. Так, взяли. Но что дальше? Снова «спускать» ресурсы на обеспечение деятельности абхазских майнеров? И в придачу возвращать софинансирование бюджета и социальных расходов?
Фото: Скриншот с сайта ForPost
Внимание, вопрос: что же Абхазия будет готова дать взамен?
Видимо, ту самую пресловутую военную базу, которой Россию без устали попрекают местные «патриоты»? Или, все-таки нам дадут зайти в республику с частными инвестициями? Верится ли кому-то в это чудесное стечение обстоятельств? В данный момент мало кому. Даже если и разрешат «зайти», то немалыми ограничениями и уточнениями.
Но во всех этих хитросплетениях между желаниями и возможностями есть один хороший момент: подавляющее большинство жителей Абхазии все-таки считают Россию своим другом и, бесспорно, хотят, чтобы так все было и дальше. Да, конечно, это хорошо, но в итоге мы возвращаемся к тому же: Россия должна будет за эту дружбу платить.
Многим в республике такой подход может показаться странным, ведь мы же ничего не требуем! Однако в нынешней ситуации, к сожалению, недостаточно просто «любить Россию», чтобы оставаться её другом. Необходимы конкретные действия, которые превратят эту любовь в нечто реальное и ощутимое.
Фото: tewi.ru
Но что же мы видим вместо этого? В местных социальных сетях прозападные активисты (возможно, даже агенты влияния украинского ЦИПСО) бросаются с очередной порцией оскорблений на Россию, старательно унижают русских и требуют немедленной переориентации на Турцию и Грузию. И пока эти «засланцы мира» продвигают свою кампанию, остальные (те самые, которые хотят стать частью нашей страны) предпочитают молчать.
Почему же тогда большинство, которое должно было быть на нашей стороне, не выражало своего мнения? Где были те, кто должен был защищать подписание инвестиционного соглашения с Россией? Где были те, кто должен был окружить штаб оппозиции и защитить избранного народом президента, став живым щитом? Их не было. Они просто сидели дома и наблюдали, как власть в стране захватывают те, кто выступает против России. Есть еще вопросы?