В последнее время вокруг зерновой сделки много шума. Что из себя представляет зерновая сделка и почему Москва вышла из нее? По каким лазейкам Украина отправляет сегодня корабли, по каким украинским портам бьют ВС РФ? Разбираемся.
Что такое зерновая сделка и почему Россия из нее вышла?
Старт зерновой сделке был положен 22 июля 2022 года. Тогда политики, представляющие Россию, Украину, Турцию и ООН подписали в Стамбуле «зерновое соглашение». Первая его часть предусматривает содействие Москвы безопасному вывозу зерна, продовольствия и удобрений Украины по Черному морю из трех портов. Речь шла об Одессе, Черноморске и Южном. Вторая часть документа касалась снятия препятствий на экспорт сельхозпродукции и удобрений России на мировые рынки.
Однако к середине июля этого года Москва вышла из данного соглашения. Причина – невыполнение российской части сделки. По словам пресс-секретаря российского лидера Дмитрия Пескова, Москва может вернуться к зерновой сделке, если касающуюся ее часть выполнят.
Россия озвучила пять требований для возврата в зерновую сделку:
Киев утверждает, что Москва как будто бы поставила планету на грань продовольственного коллапса, покинув зерновую сделку, т.к. не дала возможности Украине отправлять зерно для голодающих стран Африки и Азии. Москва в ответ указывала, что «львиная доля» зерна Незалежной экспортировалась на Запад. В странах западной коалиции ключевых потребителей сельхозпродукции Украины в рамках зерновой сделки называют открыто. Например, глава оборонного ведомства Италии Крозетто в конце июля этого года подтвердил, что страны Запада импортировали 95% украинского зерна.
По каким лазейкам Украина отправляет сегодня корабли?
После того, как Россия вышла из зерновой сделки, Киев перебросил свои зерновозы в устье Дуная. Нужно сказать, что судоходство в украинских каналах дельты традиционно малотоннажное, поскольку выполняется по мелководью. Однако рядом базируется крупный перевалочный узел. Речь идет о румынском порте Констанца. До него можно добраться речными путями.
В новых для Украины условиях порт Констанца стал главным альтернативным каналом для экспорта украинского зерна. Стоит отметить, что с начала СВО этот порт уже обрабатывал порядка трети украинского зернового экспорта.
Кроме того, Украина стала экспортировать свое зерно через средиземноморские порты Хорватии. По словам министра экономики Украины Свириденко, данный торговый путь нишевый, но уже весьма популярен.
«Мы готовы его развивать, расширяя возможности транспортного коридора», — сказала она. По ее мнению, этот маршрут «будет играть важную роль» в торговле между странами даже после завершения конфликта.
Хорватия идет навстречу Незалежной. Хорватский премьер Андрей Пленкович дал понять, что его страна видит себя средиземноморскими воротами в Центральную Европу. «Поэтому мы предложили больше возможностей в наших портах, особенно в нашем стратегическом порту Риека», — отметил он.
Пленкович пояснил, что Загреб хочет развивать ж/д ветку между Риекой и портом Вуковар на Дунае. Расстояние от одного до другого — свыше 350 км по прямой. «У Украины на Дунае есть несколько портов — например, Рени и Измаил. В последнее время они подвергаются ударам», – подчеркнул Пленкович.
Транспортировка зерновых ресурсов по реке Дунай сейчас для Киева стала основной. США даже выдали срочный грант на приобретение вагонов для увеличения поставок украинского зерна в порты на Дунае.
По каким украинским портам бьют ВС РФ?
Последние месяцы ВС РФ многократно били по дунайским портам с целью застопорить ввоз и вывоз грузов после официального прекращения «зерновой сделки». Ударам подвергается инфраструктура портов Одессы, Килии, Рени и Измаила. Именно туда направлялись иностранные суда для загрузки зерном. В результате порты получили сильные разрушения, а иностранные корабли теперь опасаются заходить в русло Дуная.
О каком возобновлении зерновой сделки может идти речь? Существенные разрушения вынужден был признать даже президент Украины Владимир Зеленский: «Самые существенные — на юге страны».
Интересное мнение на этот счет высказал экс-депутат Верховной Рады Олег Царев. «Блокирование дунайских портов больно ударит по экономике Украины», – отметил он. По его словам, торговля зерном дает Киеву порядка 50% всего дохода. «Вывод из строя порта вынудит Украину вывозить зерно по железной дороге, что сильно ее загрузит, осложнит поставки оружия эшелонами», – подчеркнул Царев.
Таким образом, удары России по портам Украины на Дунае блокировали иностранные суда. Соответственно, у Запада и Украины продолжить зерновую сделку без участия Москвы не вышло.