Статьи13.09.2023 - 11:47

Торговля в России восстанавливается ускоренными темпами после «испуга» 2022 года

После начала СВО и усугубления санкционного противостояния торговля в России «вздрогнула» так, что это сказалась на ВВП страны. Потребители и продавцы взяли паузу, выбирая дальнейшую модель поведения, и, к счастью, их испуг продлился относительно недолго.

Фото: из открытых источников

По итогам 2022 года макросектор оптовой и розничной торговли просел на 12,7%. Именно он внёс значительный вклад в прошлогоднее падение ВВП. Однако в текущем году торговый макросектор, как и остальные отрасли отечественной экономики, демонстрирует сильный восстановительный импульс.

Во II кв. 2023 года ВВП России увеличился на 4,9%. При этом темп роста торгового макросектора составил 11%. Розничная торговля выросла на 9%, а оптовая – на 12,5%.

Предпосылками для их восстановления стали рост потребительской активности, явившийся результатом ухода россиян от сберегательной модели поведения и увеличения их доходов.

 

Рис. 1. Картина восстановления потребительской активности в России. Источник: Сбербанк

 

Значимость улучшения ситуации в торговом макросекторе выходит за пределы чистой экономики.

В данной отрасли функционируют 1 564 тыс. ИП по всей стране (почти 40% от общего числа). Также в ней работают 827 тыс. организаций разных форм собственности.

По итогам II кв. 2023 года на работу в торговом макросекторе было принято 418 тыс. человек (16% от сотрудников по всем отраслям).

Как видно из приведенных цифр, торговый макросектор играет большую роль и в социальной сфере, обеспечивая массу рабочих мест и точку приложения сил для малого и среднего бизнеса.

 

Розничная торговля разгоняется 

Оборот розничной торговли за 7 месяцев 2023 года составил 25,7 трлн руб. (+2,4% к прошлогоднему периоду). Однако в июле рост составил уже 10,5%, что указывает на ускорение восстановления отрасли.

 

Рис. 2. Динамика розничной торговли за январь-июль 2023 года. Источник: Росстат

 

Что касается структуры розничной торговли, то на пищевую продукцию (включая и напитки с табачными изделиями) приходится 47%, а доля непродовольственных товаров составляет оставшиеся 53%.

 

Топ-5 самых востребованных пищевых товарных групп (доля от общего объема продаж):

  • мясо и мясопродукты – 7,6%;
  • молочные продукты – 4,5%;
  • кондитерские изделия – 3,7%;
  • табачные изделия – 3%;
  • хлеб и хлебобулочные изделия – 2,2%.

 

Самые востребованные непищевые товарные группы:

  • бензин и дизтопливо – 7,6%;
  • автомобили – 6%;
  • одежда – 4,5%;
  • лекарства – 4,4%;
  • косметика и парфюмерия – 2,8%.

 

Важной тенденцией в розничной торговле является быстрое развитие онлайн-продаж.

В июле 2023 года продажи через интернет в годовом выражении выросли в 1,5 раза. В результате их доля составила 10,2% от общего оборота розничной торговли.

 

Оптовая торговля на подъёме 

Оптовая торговля восстанавливается более быстрыми темпами, чем розничная. По итогам 7 месяцев 2023 года ее оборот составил 72,5 трлн руб. (+3,5 за год). А по итогам июля это увеличение составило 24%.        

 

Рис. 3. Динамика оптовой торговли за январь-июль 2023 года. Источник: Росстат 

 

Топ-3 самых крупных продуктовых групп в оптовой торговле (доля от общего оборота):

  • топливные продукты – 27,9%;
  • пищевые продукты – 22,8%;
  • непродовольственные потребительские товары – 13,6%. 

 

Позитивная динамика оптовой торговли (как и розничной) подтверждает реальный характер восстановительного импульса отечественной экономики весной-летом 2023 года.

Что касается дальнейших перспектив торгового макросектора в 2023 году, то потребительская активность будет сдерживаться ростом цен (в августе было +0.75 м/м, а в июле – 0,96%) и повышением ключевой ставки.

Однако накопленный весной-летом импульс позволит торговле выйти в плюс по итогам 2023 года – как и всей российской экономике.

Реклама