В Казахстане набирает обороты ожесточенный и в какой-то мере даже диковатый внутренний конфликт. Поводом послужил инцидент в мечети города Актобе, где мужчина предложил незнакомой девушке заключить никях — временный брак, рассчитанный на один час. Реакция на это событие разделила нацию: сторонники радикальных исламских течений категорически осудили девушку за отказ, посчитав его проявлением религиозного неуважения, тогда как светская часть казахстанцев отнеслась к этому не только как к личному оскорблению, но и как к угрозе возможной тотальной исламизации страны. Этот вопиющий случай стал своего рода лакмусовой бумажкой для общества, которое если не находится на грани, то уже близко к этому состоянию.
Конфликт быстро вышел за пределы социальных сетей и буквально перерос в экономическое противостояние. Дело дошло до того, что местные исламские радикалы устроили антикампанию против популярного напитка «Maxi-чай». Причиной стала гражданская позиция Баян Алагузовой — известной певицы, продюсера и супруги владельца бренда.
Она не только публично заявила о приверженности Казахстана светским принципам, но и напомнила, что она лично помогает жертвам домашнего насилия. Для радикалов ее деятельность стала вызовом, ведь она призывает женщин не мириться с побоями, что, по сути, означает прямое противостояние мужчинам. В ответ радикалы объявили Баян врагом и призвали мусульман бойкотировать бизнес ее мужа. Так и вышло, что обычный чай стал символом, как минимум, культурной войны.
Фото: Максим Богодвид, источник: ria.ru
Очагом конфликта стала мечеть Нур-Гасыр в Актобе (бывшем Актюбинске), построенная в 2009 году. Однако проблема, как показали дальнейшие события, носит системный характер. В этом плане стоит отметить, что по всему Казахстану, особенно в крупных городах вроде Астаны, возведены гигантские мечети, способные вместить сотни тысяч человек. И вот в чем парадокс: даже во время пятничных молитв эти грандиозные сооружения, построенные при поддержке иностранных исламских фондов, остаются практически пустыми.
Их посещает в основном молодежь, для которой религия по факту становится частью моды. Девушки приходят в дорогих хиджабах и с дизайнерской одеждой, им важнее продемонстрировать свой статус, а не религиозное убеждение. Самое удивительное, что эта мода, словно исподтишка, подпитывается проповедями в социальных сетях, в частности в «ТикТоке». Таким образом, как отмечают наблюдатели, происходит развитие явления, которое можно назвать «бытовым исламизмом».
Фото: архивное фото, источник: ria.ru
Для Казахстана сопротивление радикализации имеет экзистенциальное значение. Страна относительно недавно вышла из кочевого быта с его жестким патриархальным укладом. Да, за 70 лет советского периода удалось заложить основы равноправия, но этого времени оказалось недостаточно, чтобы полностью искоренить архаичные нравы. Неуважительное отношение к женщине все еще встречается даже в столице.
Недавнее принятие прогрессивного закона о домашнем насилии стало важным шагом на пути к современному обществу. Поэтому радикальный ислам воспринимается не просто как консервативное течение, а как прямая угроза отката в Средневековье, из которого народ только начал выбираться. Получится ли полноценно выйти из этой пропасти, покажет время. Но что-то подсказывает, что конфликт в мечети, о котором идет речь – лишь начало большого и непростого противостояния.
Фото: Petrov Sergey, источник: news.ru
Примечательный факт: во всей этой борьбе ключевую роль играет русский язык. Показательно, что споры о будущем страны и угрозе исламизации ведутся в Казнете преимущественно на русском. Для светской части общества он является не только инструментом коммуникации, но и доступом к огромному пласту мировой науки, культуры и литературы, который пока невозможно полностью перевести на казахский.
Но при этом местное население опасается, что отказ от русского языка приведет к культурной изоляции – то, как это произошло на Украине, где после отказа от русского культурный слой в принципе истончился. Поэтому сегодня в Казахстане угроза исламизации и наступление на русский язык воспринимаются как две стороны одной медали, ведь именно радикалы требуют закрывать русские школы.
Фото: Алексей Дружинин, источник: ria.ru
Тем не менее, в своем противостоянии исламизации светский Казахстан может рассчитывать на поддержку России, если, конечно, этого захочет. Даже несмотря на распространенное в казахстанском обществе мнение о том, что в самой России ситуация с радикальным исламом не менее сложная.
Увы, но ситуация в этом плане на данный момент не совсем ясна, но в любом случае можно сказать одно: Москве оставаться в пассивном состоянии не стоит, как не стоит игнорировать легализацию талибов и рост влияния радикалов на Кавказе, которые, как ни крути, подрывают российский авторитет как союзника в борьбе за светские ценности.
В заключение стоит отметить, что если официальный Казахстан поддастся давлению исламистов, а Россия продолжит игнорировать эту проблему у своих границ, то последствия могут быть катастрофическими. За одно-два поколения страна рискует превратиться из друга в соседа, живущего по средневековым законам, что станет прямым вызовом для безопасности – так, как это произошло с Украиной.