Статьи12.09.2024 - 15:08

«Они вставили мне какой-то чип». Вучич предал Россию ради «кружевных трусиков»

Лидер Сербии Александр Вучич наконец-то определился, на какой стул сесть. Он признался, что уважает Россию и остальные страны БРИКС, но тот, кто говорит о его стремлении присоединиться к ассоциации – просто ненормальный. Таких людей, по мнению Вучича, нужно лечить, чтобы спокойно продолжить путь в ЕС. Впрочем, далеко не все в Белграде поддерживают политику своего лидера. Некогда братская страна оказалась на грани раскола?

Фото: из открытых источников

Об осле, морковке и погонщиках

Сербия десятилетия пытается лавировать между двумя политическими полюсами. Пока что ей это удавалось, но все хорошее рано или поздно заканчивается – таков закон выживания.

В 2009 году Белград сделал первый шаг в сторону: подал заявку на вступление в ЕС. Через три года был назван в числе кандидатов.

В прошлом году председатель Евросовета Шарль Мишель особо отметил, что кандидаты на вступление в ЕС должны быть готовы к расширению, которое также коснется балканских стран. То есть морковку перед жаждущими повесили, осталось только дать пинка в нужную сторону.

 

Шарль Мишель

 

На полях ВЭФ Владимир Путин через вице-премьера Александра Вулина передал лидеру Сербии Александру Вучичу приглашение принять участие в саммите БРИКС, которое должно состояться в Казани 22-24 октября.

Сутки спустя Вучич от приглашения отказался. Хотя, четкое «нет», не прозвучало, а были лишь завуалированные фразы и отмазки в духе: «Столько дел, что волосы помыть некогда». Но суть ясна: глава Сербии решил променять дружеские отношения с Россией на верноподданнические с коллективным Западом.

Понятно, к этому Вучич пришел не сам. Подтолкнули.

Сербское издание Nova.rs даже озвучило имена тех, кто указал лидеру страны направление, в котором ему надлежит двигаться. Это директор ЦРУ Уильям Бёрнс, который накануне посетил Белград с официальным визитом и неофициальным наставлением отказаться от планов по вступлению в БРИКС, если таковые имелись. Скорее всего, поездку в Казань главный ЦРУшник также назвал нежелательной.

 

Эммануэль Макрон и Александр Вучич

 

Президент Франции Эммануэль Макрон, который побывал в Белграде еще в августе, действовал более топорно: вывесил на всеобщее обозрение белградское исподнее, которое ранее Вучич старательно пытался скрыть от глаз Кремля. Серб признавал, что на Украине действительно каким-то образом оказалось сербское оружие, но вините в этом не Белград, а третьи страны.

«Да, мы экспортируем наше оружие. Мы не можем экспортировать на Украину или в Россию, но у нас много контрактов с американцами, испанцами, чехами и другими. Что они с этим делают в конечном итоге — их дело», - выворачивался Вучич.

И вот вам, пожалуйста: Макрон громко и в выражениях объяснил, что оправдание «я – не я, и лошадь не моя» - вовсе не про Вучича. Лидер сербов знал и принимал:

«…смелые решения, которые были связаны с гуманитарными вопросами, взаимодействием с европейцами, с войной на Украине, боеприпасами и обороной».

 

Mirage 2000

 

Поскольку усилиями Макрона постоять в стороне «не при делах» у Вучича не вышло, он пошел на соглашение с лидером Пятой Республики о закупке безумно дорогих французских истребителей. Хотя мог бы купить самолеты в России значительно дешевле и по качеству и характеристикам в разы лучше. Но надо понимать, что на подобный шаг ЕС наверняка посмотрел бы косо, а потому пришлось Белграду проглотить собственное мнение и раскошелиться на 2,7 млрд евро за 12 истребителей.

 

Шило на мыло, Косово на Украину?

Как на подобный разворот Сербии к Европе передом, а к БРИКС задом отреагировал Кремль? В настоящий момент каких-то официальных комментариев не было.

Зато есть мнения. Некоторые эксперты считают, что Сербии давно следовало сделать свой выбор, и приглашение Путина на саммит БРИКС лишь подтолкнуло Вучича принять окончательное решение. Правда, сам он уверяет, что еще не дал четкий ответ по поводу визита в Казань и у него есть время до 10 октября. Вот только оттягивай – не оттягивай, суть происходящего уже ясна.

 

Владимир Путин и Александр Вучич

 

Эксперт Американского института предпринимательства Ивана Страднер метко охарактеризовала ситуацию: «У Вучича сердце лежит в Москве, а кошелек в Брюсселе».

Когда журналисты ТАСС озвучили сербскому лидеру эту фразу, он был возмущен до глубины души:

«Откуда она знает, о чем я думаю? Разве они мне вставили какой-то чип и сейчас занимаются тем, что читают мои мысли, что мне снится и о чем мечтаю? Они что, сошли с ума все вместе? И это не первый раз читаю. Откуда вы, сумасшедшие, знаете, о чем я мечтаю?! Источник для нее — русский Telegram, и она там читает, что я иду в БРИКС? Мне всякое другое снится, но не это».

С одной стороны, серба можно понять: его небольшая страна оказалась в окружении врагов. Население более 6,5 млн человек, выхода к морю нет… Тупиковая ситуация. Возможно, примкнуть к стаду еврогиен для Сербии стало единственным выходом?

Но с другой стороны Россия – это «старинный друг», и, что еще важнее, дешевый газ, от которого не каждая страна имеет возможность отказаться.

 

Косово

 

Ну и не стоит забывать про Косово, конечно. Разворот Сербии в сторону ЕС открывает перед Москвой возможность обменять Косово на Крым и Донбасс во время вероятных переговоров по мирному урегулированию ситуации на Украине. То есть, Москва как бы не в накладе. С другой стороны, подобной риторики Кремль ранее не придерживался и не понукал Белград.

Раздвоение исходило от самого Вучича, который ранее не раз упрекал Россию в том, что она не защищает Косово, и в то же время уверял, что его страна должна идти по европейскому пути, который предусматривает автономию Косово.

 

Чужаки, угрозы и предатели

Неправильным было бы не отметить, что сами сербы в недоумении от принятых их лидером решений. После отказа Вучича от приглашения Путина в сербских СМИ поднялась волна возмущения, ведь исторически наши народы считают себя братскими, и демонстративное «фи» на публичное «приезжайте, пожалуйста» от президента РФ автоматически поставило на лидере балканской страны клеймо чужака.

Впрочем, сторонников у него тоже хватает. Любители попрыгать на Майдане и помахать кружевными трусами всегда в любой стране были, есть и будут. В случае с Сербией это почти половина населения. Парадокс заключается в том, что сербам видятся райские кущи в ЕС. При этом к НАТО они относятся, мягко говоря, враждебно. Есть за что. Однако мало кто задумывается, что НАТО – тот же ЕС, только в профиль.

 

Александр Вучич

 

Прорусская оппозиция в Сербии открыто говорит о предательстве Вучича, ведь лидер страны под давлением англосаксов начал переговорные процессы с косовской верхушкой. Были достигнуты некие договоренности. Подробности не уточняются, но суть их заключается в том, что Белград готов признать суверенитет Косово.

Решения Вучича идут вразрез с высказываниями вице-премьера Александра Вулина, который выступает против автономии Косово и не единожды выражал уверенность в том, что именно БРИКС является для его страны единственно верным путем. Политик признался, что англосаксы не просто давят, а опускаются до уровня угроз по вопросам Метохии и Косово. А вот БРИКС:

«Ничего от Сербии не требует и может предложить больше, чем она просит».

 

Александр Вулин

 

То есть на пути в БРИКС сербы еще не ставят крест. Сам Вучич ранее признавался, что постоянно думает об этом:

«Каждый день размышляю об этом. Но в данный момент Сербии нужен европейский путь, а путь в БРИКС для нас на данный момент не является возможным вариантом, я говорю это открыто».

Он также отметил, что с каждым годом все больше стран захотят присоединиться к БРИКС. Возможно, Сербия когда-нибудь тоже войдет в их число. Это произойдет спустя много десятилетий, но никак не в тот момент, когда страну возглавляет Александр Вучич.

Реклама