В соседней с Россией республике, в одностороннем порядке закрывшей с нами границы, вновь неспокойно. Финляндию продолжает лихорадить и на этот раз уже не туристический вопрос, которым там озадачивались еще совсем недавно. Сейчас все намного серьезней упавшего турпотока. О том, что вызвало панику наших северных соседей, - в данной статье.
Суоми сегодня переживает серьезный, переломный момент. По мнению Якоба Доннер-Амнелла, исследователя Университета Восточной Финляндии, на всех ее граждан может не хватить местной древесины.
«Вероятно, цены еще на какое-то время сохранятся высокими, - предполагает ученый. – Это может иметь множество негативных последствий. Без импорта из России Финляндии древесины не хватит».
По его мнению, финское общество и бизнес слишком легкомысленно относятся к проблеме нехватки древесины.
Финляндию охватил древесный кризис
А куда же девалось это сырье и почему больше не поставляется в республику? Не потому ли, что правительство Финляндии, будучи членом НАТО, присоединилось к политике давления на Россию и даже ограничило въезд россиянам на ее территории? Естественно, Россия чем-то должна была ответить, она ответила остановкой экспорта, в том числе древесины, в Суоми. А как вы хотели? Ударившему по одной щеке подставить вторую?
Сегодня цены на древесину в Финляндии, действительно, кусаются. Это вызвано высоким спросом в связи с крупными инвестициями в лесной сектор.
Как сообщил РИА Новости Чрезвычайный и полномочный посол РФ в Финляндской республике Павел Кузнецов, политика ее властей привела к полному разрушению двусторонних отношений, разрыву деловых связей, прекращению движения через границу и заморозке политического диалога.
Павел Кузнецов
Меж тем, борьба с поставками на Запад российской древесины вышла на новый уровень. Американские специалисты создали карту химических подписей деревьев, которая, как предполагается, может быть использована для проверки цепочек поставок древесины. Иначе говоря, позволит понять, откуда пришло дерево.
Для этого были проанализированы тысячи образцов, затем в ход пошли передовые статистические модели и искусственный интеллект. В результате была создана база данных, позволяющая таможенникам и корпоративным аудиторам проверять происхождение древесины с помощью простого лабораторного теста.
Маркировка экспортируемой древесины
К чему это привело? К тому, что тотчас же до критического антирекорда подскочили цены на древесину. В той же Финляндии – до недавнего времени одного из мировых лидеров лесоперерабатывающей промышленности – они выросли на 14% в сравнении с предыдущим годом. Следствием этого стало закрытие ряда профильных предприятий.
Так, финско-шведская лесопромышленная компания Stora Enso закрыла два своих завода: лесопильный - в Эстонии, целлюлозный - в Суоми. Без работы остались свыше 1000 человек.
Лесопильный завод Няпи в Северо-Восточной Эстонии
Как рассказал «Свободной Прессе» один из местных жителей по имени Рейно Коскинен, все у них «посыпалось» после того, как началась «вакханалия» с антироссийскими санкциями. Экономика, социалка, идеология…
«По оценкам моих коллег, а также специалистов, занятых в лесном бизнесе, в ЕС после введения ими антироссийских санкций произошли существенные изменения, - подчеркнул в беседе с вышеупомянутым СМИ Владимир Петров, председатель Союза лесопромышленников Ленобласти. - Прежде всего, в ценах. Теперь те, кто традиционно торговал с нами, а это практически вся Европа, пытаются как-то перестроиться».
Несмотря на то, что в Европе достаточно и своих лесов, там нет такого разнообразия, как в России, да и цены на местах оставляют желать лучшего. Что касается нашей страны, то она, по мнению Петрова, переживет нынешние трудности без серьезных потерь.
Европейский бук
А вот как навязывание своей политики европейским государствам осуществляют Штаты, рассказал глава Союза предпринимателей и арендаторов России, кандидат экономических наук Андрей Бунич:
«Происходящее на Западе (в «лесных» делах и не только) превращается уже в какой-то фарс. То, что вытворяют в мировой экономике зачинщики-американцы, противоречит их же многолетним разглагольствованиям о свободе международной торговли, глобализации. Какой-то экономический террор! Вне целесообразности, критериев сравнительной эффективности. Активно навязывают другим государствам делать все, что они им предпишут».
Андрей Бунич
Не секрет, что после Второй мировой войны многие страны Европы вложили огромные средства в сферу деревообработки. К примеру, та же Финляндия долгие годы являлась передовой в этой отрасли. Она оставалась бы в лидерах по сей день, если бы не пророссийские санкции, считают специалисты в области лесной промышленности.
«За последние годы финны здорово поживились за счет российского леса, причем самого высокого качества. Ведь, как они сами признаются, их собственные леса не заменят российского многообразия», - рассказал Андрей Селиховкин, ректор Петербургского государственного лесотехнического университета.
Андрей Селиховкин
По словам профессора, финны – народ дотошный и предприимчивый. Они даже остатки нашей древесины не ликвидируют, а пускают в дело. Например, отапливают ими свои жилища.
«Мы порубочные остатки используем мало, предпочитая безжалостно сжигать, или оставлять на лесосеках. А финны их перерабатывают, создавая то, что называется возобновляемыми ресурсами – биотопливом, - пояснил ученый. - Дёшево и сердито!»
Переработка биомассы
Поэтому потеря древесины, поставляемой из России, для Финляндии – большой минус и отрицательное влияние на государственную экономику. Но ведь, по сути, они сами себя вогнали в этот кризис. Недаром говорится, «не руби сук, на котором сидишь», а иначе останешься «не солоно хлебавши». Примерно это сейчас и происходит в некогда дружеской, почти братской, Финляндии.