Минтранспорта пересмотрело режим полетов из-за инцидента. Как случилось так, что самолет с полутора сотней людей на борту оказался на 28 минут без управления пилотов и причем тут два близнеца?
Инцидент произошел в небе Индонезии 25 января, но известно о нем стало только сейчас, после того как Национальный комитет по безопасности на транспорте обнародовал отчет о нем.
Судя по документу, командир воздушного судна и второй пилот бросили управление самолетом, потому что уснули во время рейса авиакомпании Batik Air с острова Сулавеси в столицу Индонезии Джакарту. Когда КВС поднял Airbus-320 в воздух и набрал высоту, он передал управление второму пилоту и заснул.
Нельзя сказать, что это обычная практика, но пилоты иногда отдыхают во время полета, задача бодрствующего в основном сводится к тому, чтобы следить за автопилотом и, похоже, что в этом случае второй пилот был достаточно утомлен и задремал.
Управление было передано спустя 90 минут после начала полета. После последней передачи второго пилота, которую зафиксировал «черный ящик» прошло несколько минут, когда региональный центр управления полетами Джакарты попытался связаться бортом.
Кабина Airbus-320
Диспетчер сделает еще несколько попыток выйти на связь c Airbus-320, но безуспешно. Лишь спустя 28 минут после последнего контакта капитан судна проснулся и ответил на запросы земли.
КВС разбудил второго пилота и стал корректировать полетную траекторию, так как за время беззаботного сна самолет заметно ушел с курса.
153 пассажира и четыре стюардессы приземлились в Джакарте. Полет продолжался два часа 35 минут, никто не пострадал.
После воздушного инцидента началась немедленная служебная проверка. Оказалось, что второй пилот недавно стал папой. Месяц назад его супруга осчастливила его двойней.
Между полетами молодой папаша решил помочь с детьми жене. В своей объяснительной позже он напишет, что ночь перед полетом выдалась бессонной, и он просто не выспался.
Оба пилота были отстранены от полетов до окончания расследования. Авиакомпании пришлось выступить с заявлением о том, что она «приверженец рекомендаций относительно безопасности полетов» и вообще «строго придерживается предписанной политике режима отдыха».
В история гражданской авиации немало случаев, когда пилоты засыпали за штурвалом. В 2008 году самолет из Гонолулу «промазал» мимо аэропорта Хило из-за того, что пилотов сморило сном.
В следующем году похожий случай произошел в самолете Northwest Airlines. Пилоты отрицали, что они уснули, говорили, что просто заболтались и поэтому пролетели мимо пункта назначения в Миннеаполисе. Наземные службы даже подумали, что самолет угнали.
В 2022 году воздушное судно Ethiopian Airlines, следовавшее из Кении в Эфиопию также пролетело аэропорт. Обоих пилотов сморило сном, они проснулись только тогда, когда в кабине сработала тревога.
Как отмечают эксперты, сон пилотов по очереди – это всегда исключительный случай. В полетных инструкциях он называется «контролируемый отдых». Если такой отдых происходит постоянно, то речь идет о том, что есть проблема усталости.
В официальной документации IFALPA, международной ассоциации пилотов, говорится, что в кабине пилотов каждый должен сохранять бдительность. На случай внезапной усталости существуют конкретные рекомендации: поиграть в интеллектуальные игры, сделать физические упражнения, включить поярче свет в кабине.
Только при наличии возможности, капитан может принять решение, что кому-то из членов экипажа требуется контролируемый отдых. Похоже, что в индонезийской истории так решили оба пилота. По крайней мере, близнецам будет что вспомнить, когда вырастут.