ИА RuNews24 уже затрагивало нюансы деятельности отечественной транспортно-логистической отрасли. Сегодня разберемся, каково ее самочувствие по итогам 2023 года.
Значимость транспортного макросектора
В 2023 году в сфере транспортировки и хранения было создано 6,3% ВВП России (10,8 трлн из 171 трлн руб.).
В отрасли зарегистрировано 204 тыс. организаций, в которых трудятся более 6,4 млн человек (9% от всех занятых в отечественной экономике).
Такие транспортные компании, как РЖД, Почта России и Транснефть, относятся к числу крупнейших работодателей страны. Только в этой тройке работают 1130 тыс. человек.
Компании отрасли входят в число лидеров и по другим экономическим показателям, таким как чистая прибыль и инвестиционная активность.
Но значение транспорта и логистики выходит далеко за пределы экономики. Именно данный макросектор обеспечивает перевозки грузов и пассажиров по всем территориям России, независимо от степени их развития и удаленности.
Поэтому состояние сферы транспорта представляет интерес не только с точки зрения экономики и социальной сферы, но также в плане обеспечения национальной безопасности.
Итоги 2023 года в количественных показателях
Индикаторы перевозок транспортного макросектора показывают противоречивые результаты.
С одной стороны, произошлоснижение грузооборота транспорта на 0,6% г/г., что стало результатом двукратного сокращения экспорта трубопроводного газа из-за санкций.
Однако, если не учитывать трубопроводную отрасль, то грузооборот вырос на 1,9%. Это произошло вследствие роста перевозок в секторах автомобильного и морского транспорта.
С перевозками людей ситуация значительно лучше: по итогам года пассажирооборот вырос на 12,8%. Позитивная динамика отмечена во всех секторах, а наиболее сильный рост показал сегмент авиасообщения (+16,1%).
Экономические итоги 2023 года
В экономическом плане 2023 год стал для транспортного макросектора вполне успешным. На это указывает позитивная динамика ключевых финансовых показателей.
Так, сальдированный финансовый результат (прибыль-убытки) компаний отрасли за 11 мес. 2023 составил 2154 млрд руб. (+34,5% г/г).
При этом доля прибыльных организаций в отрасли достигла 71,6%, что на 2,7 п.п. выше, чем год назад.
Значительным фактором улучшения финансового состояния макросектора стал рост цен. В 2023 году:
индекс тарифов на грузоперевозки вырос почти на 20%;
услуги пассажирского транспорта подорожали на 15,7%;
транспортные услуги по доставке почты и товаров подорожали на 7,8%.
Видно, что подорожание услуг в отрасли происходило опережающими темпами относительно инфляции, которая за прошлый год составила 7,4%.
Основными факторами, повлиявшими на результаты транспортно-логистического макросектора в 2023 году, стали:
переброска экспортных потоков в Азию;
разнонаправленная динамикапромышленности: рост в обработке, который сопровождался стагнацией добывающего сектора;
возросшая потребительская активность населения, стимулирующая туризм, e-commerce и другие профильные сегменты экономики.
Сумма этих факторов способствовала улучшению экономических показателей транспортной отрасли, даже несмотря на просевшие показатели грузооборота.
Текущие прогнозы предполагают, что в 2024 году перечисленные факторы продолжат сохранять актуальность. Поэтому можно ожидать, что транспортно-логистический макросектор продолжит улучшать свои экономические показатели. Что касается показателей грузооборота, то они зависят от перехода к устойчивому росту добывающего макросектора.