Наверняка, сейчас между российскими и абхазскими чиновниками, официальными лицами идут серьезные консультации. Иначе просто невозможно.
Абхазам следует понимать, как и почему Россия совершила свой демарш в отношении этой кавказской республики в конце августа. Напомним, тогда было заявлено, что мы приостанавливаем выплаты зарплат бюджетникам и начинаем поставлять туда электричество по коммерческим ценам зимой.
Нам же следует понять, как вышло, что республика, которую мы спасли от завоевания и геноцида в 2008 году, повернулась к России боком и теперь пытается повернуться ещё и задом. Осмысление этого вещь не самая простая, однако нужная.
Часть истории такого положения дел осветил в своём интервью «Царьграду» политолог, специалист по Кавказу Аслан Рубаев. Сложность всей истории в том, что у России есть определенная традиция. В силу системности мышления и подходов, помогая союзникам, мы, прежде всего, берём на себя «матчасть»: финансовое обеспечение, ремонты, стройку необходимых объектов и так далее.
Во многом это верно, так как и впрямь без этого невозможно; нельзя без налаженного функционирования жизненно важных систем. Однако этого явно недостаточно, постулирует Рубаев.
Несмотря на то, что в 2008 году в конфликте с Грузией за Абхазию и Южную Осетию выиграли мы,
«Тогда же в Абхазию начали заходить какие-то странные небольшие турецкие компании», - отметил Рубаев.
Эти компании явно занимались распространением определённых нарративов, «идейно-пропагандистских кодов» для местного населения. При этом социалку Абхазии Россия тащила на себе. Например, гордый и независимый горный народ не платил за наш газ.
Также стоит учитывать фактор менталитета абхазов. Народ и впрямь гордый, независимый и весьма консервативный. К сожалению, как и многие другие народы, «обласканные» Россией, её покровительством, они вполне потребительски отнеслись к нашей помощи. Абхазы привыкли жить наособицу, независимо от всех, не понимая, какая эпоха стоит на дворе.
Пока Россия, скажем мягко, занималась другими делами, в «послевоенной» Абхазии складывались разные группировки в элите. Часть из них, безусловно, пророссийская. И немало абхазов воюет за нас на СВО.
Но часть кланов в Абхазии вполне себе равнодушна к бывшей общей судьбе России и их страны. «Соблазн» «иной жизни» жив и по сей день, хотя и немало потрёпан с конца 1980-х временем и братоубийственными войнами.
«В элите Абхазии есть люди, заинтересованные ухудшить наши отношения. Республика двигается по пути Грузии нулевых и нынешней Армении», - замечает эксперт.
А через какое-то время в Абхазии заговорят о том, что Россия ущемляет суверенитет этой страны. Подобные вещи мы уже видели, не раз. Собственно, уже законодательство страны, запрещающее россиянам там покупать недвижимость, жильё, было серьезным недружественным шагом. То же самое можно сказать про десятки отжатых бизнесов и инвестиций в страну.
При этом страна не желала синхронизировать с нами законодательство о защите инвестиций, признавать решений наших арбитражных судов. Так что первые трещинки пошли и на это нужно было отвечать.
Нынешний этап – непростой. Приостановка выплат бюджетникам Абхазии призвана разбудить высшее руководство страны, потому что далее так нельзя. Консультации и совместная работа призваны выработать план действий для разрешения противоречий и нахождения некоего нового баланса.
При этом, лёгким это движение явно не будет. Часть сил в Абхазии явно будет раскачивать лодку и пытаться разыгрывать антироссийскую карту. До какой «глубины темы» - пока неясно, но лиха беда начало.
Как России приструнять строптивого союзника – вопрос непростой. Дело-то в том, что быстро это сделать не придётся. Велика инерция как минимум «пофигизма» в тамошних элитах и у населения. Дескать, Россия за всё заплатит. Это изъяны нашей собственной политики с конца нулевых годов.
Помимо тяжелых переговоров, нашим властям придётся снова искать своих в элите Абхазии и создавать из них ядро управленческого класса данной страны. Враги России должны вытесняться из руководства страны.
Нужно, по аналогии с Западом и Турцией создавать в республике и свои фонды с десятками отделений. Они должны будут «пропитывать» тамошнее общество нужными идеями о нерушимом братстве с Россией. И большей частью – неполитическими методами.
История, культура, искусство, повседневные людские отношения и связи – вот поле действия так называемой «мягкой силы», которое забыли после победы в 2008 году. Вроде фильма «Олимпиус Инферно», о событиях августа 2008 года. Но таких фильмов теперь нужно минимум с десяток.
А ещё книги, журналы, ТГ-каналы, свои комментаторы... Всё как везде, ибо ныне даже андеграундные рок-группы понимают значимость «агитации, пропаганды, организации» и сами занимаются пиаром. Что уж говорить о государстве!
Вещи это не тривиальные, но с 2020 года Россия показала, что может решать вполне себе нестандартные задачи и делать это с блеском. А с Абхазией это нужно было сделать вчера: не стоит забывать, что в отличие от ерепенистой Армении, абхазы имеют с нами общую границу и примыкают к оживлённейшему курортному региону...