Статьи11.07.2024 - 16:56

Сродни подвигу: Суд оправдал совершившего тройное убийство россиянина. Чудо или справедливость?

Россиянина Александра Зобенкова, которого обвиняли в убийстве троих человек, спустя полтора года в СИЗО освободили в зале суда. Сенсационное решение суда, если учесть, что в российской судебной практике оправдательных приговоров всего 0,34%!

Фото: из открытых источников

Жителю села Михайловское Тверской области Александру Зобенков грозило вплоть до пожизненного заключения. Поэтому в то, что произошло в зале суда, Александр даже не сразу поверил. Выйдя на улицу из здания суда, мужчина оглядывается по сторонам и улыбается.

«Вот вы здесь живете, за забором, ну на свободе, и не понимаете, не цените простых вещей. На воле за один день столько всего происходит, сколько в тюрьме за долгие месяцы. И простые вещи, к которым привыкли, они не так радуют. Вот я сегодня первый раз за полтора года подушился одеколоном. Так приятно. Кольцо обручальное вот надел», – говорит журналистам Зобенков.

Спустя полтора года в СИЗО Александр вышел на свободу

В руках мужчина держит оправдательный приговор, полученный буквально несколько минут назад. Несмотря на то, что в произошедшее пока еще верится с трудом, Александр говорит, что знал – правда за ним и суд должен его оправдать. А вот его защитник Галина Иванцова признается, что, учитывая столь малый процент оправдательных приговоров, боялась, что Александра приговорят к заключению.

«Все думала, что могут присудить превышение самообороны», – говорит Иванцова.

Согласно сложившейся практике, принято считать, что если дело дошло до суда, то это по умолчанию значит, что вина подсудимого уже на 100% доказана. И даже если суд присяжных выносит оправдательный вердикт, а именно они чаще всего оправдывают, то потом это решение оспаривается, приговор пересматривают и вс равно назначают реальный срок. Зная это, Александр и его защитник даже не стали просить, чтобы его дело рассматривал суд присяжных. Хотя такая возможность была – мужчину судили по статье об убийстве и обвинение просило для него наказание в виде 18 лет лишения свободы.

Как Александр оказался на скамье подсудимых

В тот день Александр, его жена Марина и их дочка ждали в гости своих друзей – поводом для встречи был день рождения Марины. Поздравить именинницу приехали две супружеские пары, одна из них – с ребенком. Для детей установили батуты, купили шарики. Все было хорошо до тех пор, пока собака гостей не выбежала за ворота и не облаяла стадо коз, которых пасла соседка Светлана Федяева. Соседка сразу начала скандалить.

Александр с семьей и друзьями просто отмечали день рождения жены, ничего не предвещало беды

«Светлане Борисовне это очень не понравилось. Она с грохотом начала стучать нам в калитку. Ребята – мой Саша и Миша Васильев (хозяин пса) вышли к ней. Она кричала: «Вы зачем на моих коз собаку натравливаете? Да вы что думаете, у меня заступников нет?» – рассказывает Марина.

Соседка сразу же позвонила сыну Василию Петрову, с ним разговаривал Михаил. Подробности разговора теперь уже никто не узнает, однако со слов Михаила, все было достаточно спокойно, конфликтную ситуацию казалось бы уладили и все разошлись. Однако сын пенсионерки так не считал.

По какой-то причине он сорвался с работы – со стройки в Солнечногорске, которой он руководил, прихватил с собой двух охранников – дагестанцев Гаджи Турачмагомедова и Ислама Омарова, друга Мирослава Ордынского и поехал к матери разбираться с ее обидчиками. Отвезла эту компанию туда беременная любовница Петрова, поскольку сам мужчина уже был сильно пьян. Как только мужчины добрались до Михайловского, завязалась жуткая драка.

«Мы как раз провожали последних гостей – Мишу с женой и ребенком. Стояли у открытой калитки. У меня на руках была дочь в тот момент. Они ворвались к нам и сходу начали всех избивать. Это просто чудо, что не попали по ребенку, что мне удалось увернуться. Я вообще не понял, что это за люди. Впервые их всех видел», – вспоминает Александр Зобенков.

Четверо разъяренных мужчин ворвались во двор и начали избивать всех присутствующих

Не остановило нападавших даже то, что в доме были дети. Впоследствии с девочками работали психологи. В материалах дела есть их показания.

«Дяди пришли и стали бить палками маму и папу. Я спряталась за баню. Черный дядя бил папу по голове. Меня не били, потому что я хорошо спряталась, а маму по коленке били. Я боялась, что меня найдут», – рассказывала тогда психологу дочь Екатерины Пироговой и Михаила Васильева.

Александр вспоминает, что нападавшие просто убивали его семью и друзей. Причем им было неважно, кого бить – мужчин, женщин или детей.

«Миша лежал уже мертвым, весь в крови, как будто его ею из ведра поливали. Я был уверен, что он убит, совсем не шевелился. При этом его уже лежачего продолжали избивать, моя жена пыталась как-то его защитить. Я понял, что остался один на один с 4 мужиками, которые уже убили друга, и за кого следующего возьмутся. не понятно ... Тогда я схватил нож, которым резали овощи. Был такой хаос. Думал, они испугаются... Убивать я никого не хотел», – рассказал Зобенков.

Когда все закончилось, казалось, прошла целая вечность, хотя на самом деле, как позже выяснило следствие, все продолжалось порядка 3 минут. Одному из нападавших – Омарову – удалось сбежать, Ордынский умер сразу, на месте, а сын соседки и второй охранник Турачмагомедов смогли сесть в машину, однако далеко уехать не успели – в поле неподалеку они скончались.

Несмотря на все свидетельские показания дело квалифицировали по статье об убийстве

Александр лично вызвал скорую помощь и полицию, написал явку с повинной и рассказал, что произошло. В этот же день мужчину забрали из дома и следующие полтора года он провел в СИЗО.

«Между местным жителем и мужчинами 1981, 1986 и 1990 годов рождения на почве личных неприязненных отношений произошел конфликт, в ходе которого обе стороны причинили друг другу телесные повреждения. Затем 30-летний мужчина, вооружившись ножом, нанес неприятелям колото-резанные ранения в область расположения жизненно важных органов. Смерть потерпевших наступила на месте происшествия», – сделали вывод следователи.

Александр со своими адвокатами неоднократно требовали возбудить дело против нападавших, однако следствие каждый раз отказывало. Их действия до сих пор не получили оценку с юридической точки зрения, а единственный из их банды, кто выжил, до сих пор скрывается и где он, никто не знает.

Согласно данным экспертизы, Зобенков был трезв, мог даже управлять автомобилем – у него в крови обнаружили лишь 0,13 промилле при допустимой норме в 0,3. Однако несмотря на это и на все показания свидетелей перед судом мужчина предстал как убийца. Обвинение заявляло, что Александр с семьей и друзьями мог не допустить того, что произошло, однако не сделал этого.

Соседка Светлана Федяева на суде рассказывала, что с семьей Зобенковых у нее были нормальные отношения, однако друг Александра Михаил в тот день неподобающе себя вел и натравливал на ее коз свою собаку. Поэтому она позвонила с жалобой сыну, однако не предполагала, что тот приедет выяснять отношения. Федяева с адвокатами настаивали на пожизненном заключении для Александра. Все его показания подвергались сомнениям – женщина утверждала, что таким образом ее сосед пытается скостить себе срок. При этом Федяева была уверена, что Зобенкова посадят, причем надолго.

Широкий резонанс или чудо?

Так сложилось, что в России все дела о самообороне в основном всегда квалифицируются как убийство. Сроки соответствующие.

Обвинение требовало для Зобенкова 18 лет, мать одного из нападавших – пожизненное

«Переквалифицировать дело на самооборону сродни подвигу! Это либо должен быть широкий общественный резонанс, либо чудо. В лучшем случае можно добиться «превышения допустимой самообороны», или «убийства по неосторожности», чтобы скостить срок. Но срок все равно будет. ... Что значит слово человека против трупа? Ничего», – рассказывает адвокат Александр Кобяков.

Подобных примеров много, говорит адвокат, однако если нет видео случившегося, то доказать, что это была именно самооборона, крайне сложно.

В данном случае на защиту Александра Зобенкова встало буквально все село Михайловское. Местные жители обращались в прокуратуру, создали петицию в интернете, где требовали освободить Александра – ее подписали более тысячи человек.

«Мне в СИЗО приходили письма поддержки. Писали даже незнакомые люди и старые приятели, которых я давно не видел. Конечно, было обидно очень и страшно сначала. Казалось, никакой справедливости нет. Но я успокоил себя тем, что главное – в семье все остались живы. Я защищал свой дом. Не хотел я никого убивать. Но была такая неразбериха. Мне очень жаль, что погибли люди, что дети остались без отцов, что матери пережили своих детей. Но так случилось. На следствии и суде я говорил все, как было, ничего не придумывал», – рассказывает Александр.

Вновь открывшиеся обстоятельства

Выступая на суде с последним словом, Александр Зобенков был настолько эмоционален, а его речь – настолько содержательной, что судья Борис Рейкерс усмотрел новые обстоятельства и счел необходимым возобновить рассмотрение дела. И снова следователи начали допрашивать свидетелей, изучать улики. Судья очень щепетильно рассматривал дело – к прениям подходили три раза. И в итоге произошло поистине чудо – Александра оправдали.

Претензий к соседке Светлане Федяевой у Александра нет, хотя и не совсем понятно, зачем женщина так поступила

Светлана Федяева обжаловала оправдательный приговор, однако Верховный суд в Москве оставил решение Тверского суда без изменений.

После выхода из СИЗО на ближайшее время в планах Александра только одно – побыть с семьей.

«Пока я только вышел, хочу с семьей побыть. Дочка поверить не может, что я дома, от меня не отходит. Она еще долго после случившегося боялась даже во двор выходить. К соседке, Светлане Борисовне, я никаких претензий не имею. Хотя … зря она тогда сына своего ввела в заблуждение, ведь не было никакого конфликта. Ну полаяла собака, мы ее закрыли и все. Надо еще дождаться апелляции… Так что пока из планов только один – пригласить в гости Галину Васильевну, моего адвоката. Она как родная теперь нам. Как член семьи, как вторая мама. В выходные будем жарить шашлыки», – говорит Александр.

В ближайших планах у Александра – побыть с семьей

Комментарии эксперта

Как и в любой другой ситуации, по поводу данного вопроса мнения тоже разделились. Одни говорят, что если убил, то должен сидеть, независимо от того, при каких обстоятельствах это произошло. Другие придерживаются мнения, что если речь идет о самозащите, то это тоже стоит учитывать.

К единому мнению в данном вопросе не могут прийти и правоохранители. Чаще всего они руководствуются буквой закона, не учитывая обстоятельств произошедшего в каждой конкретной ситуации. В итоге следствие обвиняет, прокуратура поддерживает, а суд на основе этого выносит обвинительный приговор. А на то, чтобы доказать свою невиновность, уходят годы и не факт, что дело увенчается успехом.

Верховный суд оставил оправдательный приговор Тверского суда без изменений

«Без сомнения, радует, что по таким делам уже не впервые выносят оправдательный приговор, признавая необходимую оборону. Но это капля в море! Сколько резонансных случаев мы уже наблюдали, сколько сломанных судеб, а «самооборонщиков» продолжают привлекать по тяжким и особо тяжким статьям, заключая их под стражу, несмотря на аналогичную практику, несмотря на решения и разъяснения Верховного суда РФ», – говорит президент коллегии адвокатов «ВердиктЪ» Алексей Паршин.

Реклама