Неопределённость экономической ситуации заставляет россиян продолжать регулярно искать информацию на темы: «чего ждать?», «какой будет инфляция?» и «что делать с валютой?»
К счастью, в стране есть неплохие специалисты, способные оценить возможные риски и дать определённые советы. К их числу относится и известный экономист-аналитик Сергей Хестанов.
Недавно он дал большое интервью, в котором оценил риски инфляции, падения рубля, возможностей для бизнеса и обхода санкций с помощью новых платёжных систем.
Так вот, насчёт инфляции. По мнению Хестанова, нам вряд ли стоит ждать существенного изменения ситуации. Один эффект от почти драконовских мер Центробанка есть: скорость инфляции снизилась.
«Помните, в 2015 году потребовалось полтора года, чтобы инфляция стала снижаться», - заметил он в разговоре с News.ru.
По его видению, лучше иметь те же проблемы с инфляцией нынешней – или иметь их с инфляцией в 50-100%. А сейчас идут разговоры о повышении ключевой ставки до 23%, между прочим. И это, по мнению экономиста оправданно.
Бизнесу же следует понимать, что мы живём в совершенно новую эпоху. И приоритетным становится использование для финансирования проектов собственных средств, а не заёмных.
«Сейчас большая часть нашего бизнеса так и делает», - заметил Хестанов.
Не менее значим вопрос о том, какая участь ждёт курс рубля по отношению к ведущим мировым валютам. Здесь Хестанов тоже предлагает смотреть на всё без розовых очков. И впрямь, лишь за октябрь-2024 доллар подорожал у нас в стране на 3,95 рубля.
«Тенденция известна, развивается не один год: к ослаблению нашей валюты. Она сохранится», — прогнозирует эксперт.
Здесь все закономерно. В доле торгуемых товаров внутри страны велика составляющая экспорта. Но даже китайцы пересчитывают все цены применительно к курсу доллара.
Эксперт также предупредил от излишних ожиданий насчёт быстрого исчезновения американской валюты из международных расчётов:
«60-70% мира устраивают правила, которые устанавливает доллар. Хотя смена мировой валюты возможна».
Он полагает, что этот процесс будет весьма медленным. Хотя санкции и подталкивают страны мира к новой расчётной валюте, первого результата ждать следует лишь через 10 лет.
Возвращаясь к инфляции, Сергей Хестанов заметил, что одна из её «функций» - чтобы не было дефицита. Как это выглядит?
«Дефицита в стране нет, что по китайским, что по европейским товарам. Это подтверждается статистикой, которая показывает наличие самых разных товарных групп», - констатирует экономист.
И впрямь, купить сейчас можно даже айфон. Но есть нюанс, его все ощущают на себе: всё импортное подорожало больше, чем «родное». Причина проста, рост цены отражает рост логистических издержек для поставщиков.
Ведь для обхода санкций требуется придумывать новые схемы транспортировки и даже маркировки товара. Товар дольше находится в дороге. Посредники за прохождение платежей, по словам знакомых с ситуацией, накручивают до 6% наценки. Раньше она была менее процента.
Тем не менее, главное – результат. Мы все убедились, что санкции провалились, хотя и взлетели цены. Мировая экономика, и российская в том числе, работают.
Впрочем, это всё не означает, что проблем нет. Многих россиян, при бизнесе ли, или нет, волнует вопрос возможности расплачиваться за покупки при покупке товаров за рубежом, а также при поездках за границу?
Здесь Хестанов осторожен, если не сказать пессимистичен. Дело в том, что любая система проводки платежей работает с любыми валютами априори. Дело в другом: риск вторичных санкций.
Скажем, в любимой многими туристической Турции банки не принимают платежи от российских граждан. То же самое случается в Китае, когда наш бизнес пытается оплачивать поставки тамошних товаров даже за юани.
Причина проста: западные «надзиратели» угрожают санкциями за любые транзакции если одна из сторон из России. Вот и всё. И здесь даже наличие платёжной системы BRICS Pay не сможет решить все вопросы.
Если к информации о сделках, движении средств у контрагента имеют доступ западные службы, то риск остаётся. По мнению экспертов, и Хестанова в том числе, даже если возить в условные Китай или Бразилию деньги чемоданами, такое может не помочь полностью.
Потому здесь главный метод в постоянной изменчивости: менять маршруты доставок, формальных контрагентов и так далее.
Аналогичная ситуация и с криптовалютами. Сейчас сложно говорить, что они смогут нам дать. Центробанк России пока что лишь ввёл экспериментальный режим работы с ними. Большинство центробанков разных стран мира негативно относятся к криптовалютам.
Они позволяют обходить налоговое законодательство, плюс к этому банки не могут из-за них контролировать денежную массу. А это риск инфляции.
И если расплачиваться «криптой» за те же поставки из КНР, то придётся долго и нудно договариваться. Китайский народный банк, например, не любит крипту, и как оно ещё будет, неясно.
Но, не впадая в пессимизм, заметим: деньги подобны воде. Если нужно, они направятся туда, куда нужно. И прав Хестанов в главном — Россию не удалось задушить дефицитом и прочими санкциями.