Статьи10.06.2022 - 16:11

«Красная стрела» — как появился и менялся первый в СССР фирменный поезд

Ровно 91 год назад, 10 июня 1931 года, между Москвой и Ленинградом начал курсировать поезд «Красная стрела». Неосведомлённый человек может недоумевать: разве мало было поездов в то время? Почему так важен именно этот? Дело в том, что «Красная стрела» — первый в стране фирменный поезд. Он значительно отличался от других пассажирских составов того времени и единственный сохранил свой оригинальный дизайн через десятилетия.

Фото:

Появление «Красной стрелы»

Инициатива о создании принципиально нового скоростного и комфортабельного состава принадлежит лично Сталину. По его постановлению 10 июня 1931 года на советском пространстве появился поезд первого класса.

Технические характеристики «Красной стрелы» значительно опережали все предыдущие поезда. Экспресс ехал на скорости 70 км/час, набирая на прямых участках целую сотню. Старые составы преодолевали расстояние между Ленинградом и Москвой не меньше чем за 12 часов, новый фирменный — меньше, чем за 10.

 

Особенности

«Красная стрела» не просто вошла в историю как первый поезд своего класса, но ещё и значительно продвинула развитие всей железнодорожной инфраструктуры в СССР. Именно на составах этого поезда первыми устанавливали новейшее оборудование — электропневматические тормоза, особые модели скоростных паровозов и многое другое. Первый состав включал 12 синих вагонов — привычный красный свет появился гораздо позже. Все, кроме одного — багажного — были купейными, а немного позже появился и первый в Советском Союзе спальный вагон. В то время оформление и качество материалов превосходило зарубежные аналоги — это признавали все иностранные гости, ездившие рейсами «Красной стрелы».

 

 

Передовым для своей эпохи был и сервис. Пассажирам предлагали шашки и шахматы, можно было заказать еду с доставкой прямо в купе, во время стоянок работал телефонный переговорный пункт международной связи. Такой уровень сервиса, разумеется, предполагал, что пассажирами будут высокопоставленные советские и иностранные чиновники, либо госслужащие на должностях, предполагающих частые командировки.

Кстати, именно в их среде «Красная стрела» пользовалась особой любовью. Помимо комфортабельной поездки, чиновники получали дополнительные суточные: поезд отправлялся в 23:55, и эти пять минут обеспечивали таким пассажирам выплату за ещё два дня (по пути туда и обратно).

 

 

Годы Великой Отечественной войны

Вторжение фашистов в СССР и Великая Отечественная война прервали десятилетнюю историю «Красной стрелы». Оба состава сняли с рельс и укрыли в разных местах на два года. В конце 1943-го вагоны вернули, однако они остро нуждались в основательном ремонте. В начале 1944-го фашистов отбросили к границе, а поезда в условиях острого дефицита материалов привели в отличное состояние и снова запустили рейсы. Правда, с небольшими изменениями: состав пополнился бронированными платформами с зенитными пулеметами.

 

Статья по теме: Подземные красавцы: Все именные поезда в истории метро Москвы

 

Вторая половина XX века

Начало 50-х годов ознаменовано очень важным событием: старые деревянные вагоны полностью заменили на современные цельнометаллические, вместо паровозов появились мощные тепловозы, время следования сократилось на целых полтора часа.

 

 

Поезда стали разгоняться до 120 км/ч, а из-за того, что новые поезда не требовали замены на пути и перерывов в работе, количество станций значительно сократили. Всего через десять лет закончилась электрификация линии Москва — Ленинград, и всю магистраль полностью перевели на электрическую тягу и поменяли цвет вагонов на привычный современному человеку красный, под стать названию.

Время следования составов сократилось до восьми с половиной часов с единственной остановкой на станции Бологое-Московское. Сейчас, в XXI веке, поезда идут ровно 8 часов.

 

Особые традиции «Красной стрелы»

С 1967 года «Красная стрела» отходит и прибывает на Московском вокзале Ленинграда под «Гимн великому городу» Рейнгольда Глиэра. Спустя почти тридцать лет такая же традиция появилась и в столице, где с 1996 года поезд отправляется в Санкт-Петербург под песню Олега Газманова «Москва».

 

 

Именно в вагоне «Красной стрелы» доставляли Олимпийский огонь из Москвы в Ленинград в 1980 году.

В нынешнее время у этих составов особое положение среди поездов России: это одни из немногих экспрессов в собственных цветах (остальные окрашены в корпоративные цвета РЖД) и почётные номера 001А (из Санкт-Петербурга в Москву) и 002А (из Москвы в Санкт-Петербург).

 

Другие фирменные поезда на Октябрьской железной дороге

«Красная стрела» была первым, но не единственным фирменным поездом между Москвой и Ленинградом в СССР. Таковых было ещё шесть, и почти всем им на смену в 2009 году пришли сверхскоростные «Сапсаны». Расскажем коротко о каждом.

«Аврора». Его запустили в 1963 году, и этот состав примечателен тем, что является первым скоростным поездом в СССР — он развивал скорость до 230 км/ч. С этим поездом также связана трагическая страница истории: в 1988 году состав на скорости 155 км/час сошёл с рельс. Погибло 28 человек, сотни получили тяжёлые травмы.

 

 

«Юность». Своё название фирменный поезд получил за концепцию: его обслуживали бригады комсомольцев. Билеты стоили дёшево, курсировал состав с 1966 года.

«Берёзка». Этот скорый фирменный поезд известен тем, что в Олимпиаду-1980 перевозил иностранных болельщиков.

«Две столицы». Яркий жёлто-сине-оранжевый экспресс был запущен в 2005 году. Из-за высокой стоимости он плохо заполнялся и не пользовался спросом, поэтому купейные вагоны заменили плацкартными, а затем и вовсе сняли его с рейса. Вместо фирменного поезда теперь между столицами ходит обычный двухэтажный состав.

 

 

«Николаевский экспресс». Очень красивый поезд, появившийся на маршруте в 1999 году. Интерьер был обставлен в соответствии с уникальностью царских поездов и соответствующей роскошью. В завтрак входила баночка красной икры. Достаточно быстро «императорский» поезд устарел технически и пришёл в жуткое запустение.    

Реклама