В российской провинции во все времена были рады заезжим гастролерам. Зрители «валом валили» посмотреть на столичных артистов и послушать их выступления, не жалея для этого никаких денег. Со временем для многих звезд эстрады именно периферия стала источником вполне благополучной, безбедной жизни. Однако в последнее время гастроли многих артистов проходят при полупустых залах, а то и вовсе отменяются. О том, почему зрители больше не «расхватывают» билеты на концерты своих кумиров, - в нашей статье.
В советские времена певцы месяцами «колесили» по самым отдаленным уголкам нашей страны, а уж поехать к целинникам или строителям БАМа было дело святым. При этом за большим гонораром никто не гнался – у артистов были свои ставки, за которые и работали.
Не избалованные большими деньгами, они, действительно, искренне и с удовольствием дарили свой талант простым работягам – заводчанам и колхозникам, и те, чувствуя это, в свою очередь одаривали певцов и актеров искренней любовью.
Потому каждый приезд Магомаева или Пьехи, Лещенко или Толкуновой в совхозы или на стройки ждали с огромным нетерпением. Ведь они не только пели, но и по-простецки общались со своим зрителем, ночевали в палатках и деревенских домах, вели себя наравне с теми, кто им аплодировал. Однако то время прошло…
Выступление Валентины Толкуновой перед рабочими в сибирской тайге
Сегодня во главе угла – гонорар и райдер с требованиями предоставить максимально комфортные условия для выступления и проживания. Как раньше, когда певец запросто мог отыграть концерт в сельском клубе при расстроенном рояле, уже нет.
Без подтанцовки, светомузыки и качественного звука сейчас ни один уважающий себя поп-певец на сцену не выйдет. Да и поют гастролеры все чаще под фонограмму. Однако зрителя не обмануть – простые провинциальные люди, как никто другой, чувствуют фальшь, а потому нередко отвечают вчерашним кумирам полнейшим безразличием. Вот и приходится либо отменять выступления, либо, переступив через свою гордость, выходить на сцену полупустого зала.
Сегодня многим певцам трудно собрать полный зрительный зал
Основной сезон «чёса» у многих столичных звезд начинается, как правило, осенью. Они резонно рассуждают, что люди выходят из летних отпусков, возвращаются к привычному образу жизни, а тут, как подарок с небес, они – любите нас и жалуйте, мол.
Все более-менее крупные периферийные города, начиная примерно с сентября, оклеены многочисленными афишами, от которых пестрит в глазах. Ярослав Сумишевский, Елена Воробей, Татьяна Овсиенко, Сергей Трофимов, Владимир Винокур – чьи только фамилии не прочитаешь, пока добираешься до работы или просто идешь в ближайший супермаркет.
Афиши, как правило, настолько яркие и зазывные, что невольно мысленно рассуждаешь, на кого бы из приезжающих звезд сходить посмотреть. Однако, узнав стоимость билета, желание сразу же пропадает. «Сколько же тогда получают сами артисты за каждый такой вот концерт?» - невольно задаешься вопросом.
Оказывается, аппетиты наших звезд, несмотря на совсем непростые времена, в которых нам сейчас выпало жить, нисколько не уменьшились. Так, народную артистку России Ирину Аллегрову и заслуженного артиста Ярослава Дронова менее чем за 15 миллионов рублей не заманишь ни в один город.
Ярослав Дронов «стоит» недешево
Поп-король Филипп Киркоров может принять приглашение, если ему пообещают 10 миллионов. Меньше «стоят» их коллеги по шоу-бизнесу - Михаил Шуфутинский, Лариса Долина, Лолита и другие кумиры прошлого, но и их залы сегодня, к сожалению, не заполняются целиком.
«Надоели многие артисты людям, - считает музыкальный продюсер Дмитрий Ашуров. – Люди уже устали от них, устали от старого…».
Вот и получается: SHAMAN не выступил в Ставрополе, не срослось в Магнитогорске и Нижнем Тагиле. Следом Стас Михайлов «пролетел» мимо Самары, Екатеринбурга и Челябинска. В Калуге «отменили» Ларису Долину, а в Ростове-на-Дону – Лолиту. «Медным тазом» накрылись запланированные гастроли Кристины Орбакайте в Красноярске, Иркутске, Братске, Улан-Удэ, Чите.
А все потому, как кажется многим пользователям Сети, что исчез привычный культурный ландшафт. Многие артисты давно оторвались не только от своего зрителя, но и, видимо, от реальной жизни. Все же видят, как SHAMAN, согласно райдеру, передвигается на «Майбахе» стоимостью 40 миллионов рублей.
Публика не терпит снобизма, жадности и лицемерия, а потому в любой момент может низвергнуть с Олимпа любого своего кумира, как бы высоко он не стоял и крепко не держался за свой пьедестал. Без зрителей все эти певцы просто ничто!
«Все заканчивается очень быстро, - убежден заслуженный артист России Алексей Глызин. – Я это все проходил. Можно назвать единицы, которые действительно популярны на протяжении многих лет».
Глызин на себе познал и славу, и забвение
Было время, когда им все прощалось. Киркоров хамил журналистам и бил своих поклонников, бывало. Лазарев нередко истерил и капризничал, Пугачева и вовсе позволяла себе то, что не мог никто из ее коллег. Зрители терпели и продолжали с обожанием смотреть на своих любимцев, но, видимо, больше не готовы.
«Формируется новый культурный код. Свой или чужой - зритель распознает моментально, - пишет сайт ren.tv. - Продажи падают, но аппетиты звезд, как и райдеры, только растут. Лолита требует пристегивать к поезду отдельный VIP-вагон, Михаил Шуфутинский - 12-летний шотландский односолодовый виски в гримерку, Алексей Чумаков - раздать его друзьям 20 лучших билетов, цена каждого - 40 тысяч».
Если требования звезд не выполняются, они могут и сами отменить концерт. Так было однажды в Саратове, где на выступление Лолиты были почти раскуплены билеты. Однако из-за невыполнения всех требований райдера певица попросту туда не поехала.
Лолита Милявская считается одной из самых капризных звезд шоу-бизнеса
Казалось бы, когда после начала СВО многие исполнители сбежали из России, должен был вырасти спрос на оставшихся. Но публика явно ждет кого-то нового, и это подтверждает известный музыкальный продюсер Иосиф Пригожин, по мнению которого, «у каждого времени – свои герои».
Однако, как правильно заметил Глызин, есть певцы, время над которыми не властно, которых хочется слушать вновь и вновь. Многих из них уже нет с нами, но их голоса живут, их творчество в наших сердцах и душах навсегда. Поэтому не удивляешься, когда слышишь, что кто-то «намурлыкивает» про носики-курносики, которые сопят, или про то «когда цвели сады», а «на белых стволах появляется сок»…
Нужно помнить: жанр, стиль, направление, по сути, не так уж и важны. Хороший исполнитель всегда соберет зал и на поп-музыку, и на рок-оперу при условии, что будет уважать своего зрителя, а тот - ему верить.