Статьи09.08.2024 - 13:13

Это не Диснейленд с пловом: прижились ли сбежавшие из России релоканты в Узбекистане

Туристы, которые посещали Ташкент еще в 2022 году, рассказывали, что русский язык звучал там из каждого угла. И дело не в местных, которые и так неплохо говорят русском, а в наших соотечественниках, называемых релокантами. Узбекская столица и сейчас наполнена россиянами, но не переселенцами, а туристами. Рассказываем, почему бежавшие россияне не смогли прижиться на чужбине, и почему узбеки выдохнули с их отъездом.

Фото: из открытых источников

«Рахмат»

Первое, что не нравилось релокантам – это отличие от привычного образа жизни. Как поясняет финансовый консультант Александра Ким (этническая кореянка, проживающая в Ташкенте) русские думали, что в узбекской столице они увидят привычную Москву. Вели себя не очень корректно, да и вообще вели себя высокомерно. Александра привела пример из маникюрного салона, в котором она видела, как россиянка раздражённо отчитывает местного мастера:

«Вы не умеете ничего делать, кто вас так учил, качество ужасное, вот у нас в России вас бы овец не пустили пасти».

В целом, как отмечает Александра, общее ощущение от россиян – это свойственное в их поведении высокомерие и мнение, что они выше остальных. Так, одна женщина, не стесняясь в выражениях, с кем-то говоря по телефону, обозвала узбеков «чучмеками».

Релоктанты ехали в «бедный» Узбекистан, из которого в Россию тысячами бегут гастарбайтеры… Планировать найти здесь высокооплачиваемую работу – полное безрассудство

 

От других представительниц России она тоже слышала постоянное недовольство, связанное с плохим обслуживанием в банках, невкусной и жирной еде, дорогих лекарствах. А еще релоканты жаловались на то, что узбеки плохо относятся к их чихуахуа, а все из-за того, что, как гласит Ислам, собака – это «нечистое» животное.

«Я даже не понимаю — с чего они взяли, что весь мир устроен как Москва или Петербург?», - возмущается Александра, считающая себя местной жительницей.

Возмущение женщины понятно: переселенцы не знают узбекского языка, кроме одного слова «рахмат» (спасибо). А с такими «познаниями» в Узбекистане невозможно было найти высокооплачиваемую работу, что тоже жутко раздражало русских кочевников. В общем, их «профессионализм» остался невостребованным. В итоге «розовые очки» спадали, и они возвращались обратно.

«Ну, так если бы у узбеков была работа за хорошие деньги, они бы разве ехали вкалывать в РФ? Я ни разу не удивлена, что уже через год две трети релокантов покинули Ташкент», - поделилась Александра откровениями с «АиФ».

Ташкент, вполне современный и развитый горд. Фото: Зафар Халилов / Global Look Press

 

В Африку езжай!

Журналисты поговорили с еще одним местным жителем – владельцем одного из местных кафе Бахтиёром Шабдурасуловым. Он поделился воспоминаниями об одном 30-летнем психологе из Питера Алексее, который внезапно и гневно заявил, что в Узбекистане нет демократии. Все просто опешили.

«Приходит, и сообщает — мне надо уехать, я не могу у вас оставаться. Это была ошибка — прилететь в Узбекистан. Здесь же диктатура, запрещены митинги, манифестации, нельзя критиковать президента, иначе попадёшь в тюрьму, а прошлый руководитель правил страной 25 лет.», — процитировал узбек возмущенного релоктанта.

Бахтиёр в ответ рассмеялся: мол, неужели Алексей думал, что Ташкент – это Швейцария? Петербуржец, как выяснилось, уехал в другую страну – Турцию. Узбек улыбается, мол, как он там, бедняга, будет жить – ведь Эрдоган уже два десятка лет у власти!

«Общая проблема таких людей — они ничего не знают о Средней Азии. Мне вечно жаловались — как же у вас жарко! Ну, ты ещё в Африку приезжай, ругай там жару!» — резюмировал предприниматель.

Местные традиции надо знать. Фото: Matthias Toedt / Globallookpress

 

Скандалисты

Анализируя ситуацию с оттоком россиян из Узбекистана, директор турагентства Мадина Юсупова говорит о том, что перемещение русских релокантов связано с их неоправданными ожиданиями относительно самой страны. Все думали, что Узбекистан – это нищая страна. Но, увы, надежды не оправдались. Вероятно, все рассчитывали на экономию и разгульную жизнь.

«Много приезжих реально были уверены: здесь можно комфортно прожить на 100 долларов в месяц, ни в чём себе не отказывая. Может, лет 15 назад так оно и было, но с тех пор времена поменялись», - отметила Мадина.

Директор турагентства также рассказала о своих соседях, которые переехали из Краснодара. Они сильно удивлялись тому, что все в Ташкенте дорого. Мол, узбеки же – бедный народ, который в много и долго работает в России. Так что на и родине все должно быть за сущие копейки. «Скандалили, торговались за каждый сум, думали, что в реальности товары на самом деле дешевле, а продавцы сговорились их обмануть», добавила Юсупова.

Одно дело – туризм, другое – постоянное место обитания 

 

Испугались ковриков

Как отмечает еще один собеседник издания, IT-специалист Виктор Войков (этнический русский, который родился в Узбекской ССР) релоктанты думали, что Узбекистан – это что-то вроде Диснейленда с парком аттракционов, поеданием плова и песней «Учкудук».

Виктор подсчитал, что российских релокантов в Узбекистане на сегодняшний день проживает не более двух тысяч. Немного, так как большинство, разочаровавшись уехали обратно. Причины, по словам Виктора, связаны с местными традициями – ведь Узбекистан представляет собой мусульманскую страну, что для русских непривычно.

Так, например, если нужно спросить дорогу – надо говорить именно с мужчиной, а на его жену, которая рядом, категорически нельзя смотреть. В противном случае будешь обвинен в том, что «ты пялишься на чужих женщин».

Страшные коврики

 

Виктор также пояснил, что переселенцев раздражало, что узбеки религиозны, посещают мечеть, отмечают мусульманские праздники. Так, калининградский музыкант Пётр с большим возмущением отмечал присутствие «разновидностей Чечни или Дагестана».

«Меня пугают все ваши молитвы, коврики, упоминания Аллаха везде. Я отвечаю — ты полагал, узбеки буддисты или католики? Тут при СССР даже члены компартии в мечеть на пятничный джума-намаз являлись», - сказал Виктор.

Беда Петра состояла в том, что он поспешно продал в Калининграде квартиру и приобрел уже новую здесь, в Узбекистане. Так вот однажды ночью в дверь релоктанта постучали, он открыл, а там – узбек, просит одолжить молитвенный коврик. Петр, испугавшись, заорал, и захлопнул дверь.

Виктор с улыбкой вспоминает тот инцидент, мол, это нормально – постучать с просьбой – это в порядке вещей, а у россиян от этого истерика. Другое дело – когда туристы приезжают и им не нужно особо вживаться в местные традиции. Но как же можно уезжать на переселение в страну, толком не узнав о ее традициях, специфике, религии? Вот и уезжают разочарованные. 

Реклама