Король Таиланда Пхумипон Адульядет или Рама IX познакомился со своей будущей женой далеко от Родины, в Париже. Там, в аэропорту его встречал посол Таиланда во Франции со своей дочерью Сирикит.
Мом Рачавонгсе Сирикит Китиякара тогда было всего 15 лет, но она имела статус принцессы, так как числилась правнучкой короля Рамы V. Помолвка состоялась 19 июля 1949 года. Поженилась монаршая пара в апреле 1950 года.
Много объединяло молодых тогда: оба были из семей, связанных с монархией и государственным управлением Таиланда. Сирикит получила отличное образование, говорила на европейских языках. Разбиралась в дипломатической и государственной деятельности.
Семья жены помогла королю Пхумипону укрепить власть среди клик в высшей элите Таиланда, так как тот пришёл к власти в результате переворота, когда его брат и король Рама VII был застрелен во дворце.
Долго эта идиллия продолжаться не могла. Король, в силу своего положения, не принадлежит себе – он обязан заниматься государственными и дипломатическими делами. Они отнимают невероятное количество времени и сил. Может быть, Сирикит, которая была к тому же сильно моложе своего мужа, заскучала во дворце.
Когда человек скучает, он ищет нового общения. Сирикит не пришлось долго трудиться. Недалеко от монаршей четы всегда находился некий Налунд. Это был главный телохранитель короля. Эти двое пообщались друг с другом и узнали что их объединяет музыка. Налунд её сочинял.
Через несколько встреч королева соблазнила главного телохранителя. Им несложно было встречаться. Налунд знал график короля и отправлял на заседания Пхумипона Адульядета своих подчинённых. Сам же он оставался наедине с королевой. В общем, «классика жанра».
Жена короля даже настояла, чтобы Пхумипон приставил Налунда лично к ней. Вскоре «парочка» перестала скрывать свой роман.
Правду монарх узнал только в 1985 году. Слухи давно уже ходили и в дворце, и в народе. Пхумипон прямо спросил об этом жену. Она призналась. И даже сказала почему она ему изменяет: король «забросил» королеву. Не уделял ей достаточно внимания.
Главный телохранитель на коленях каялся перед королём, но прощения не заслужил. Однажды его нашли мертвым. Официальная версия смерти – сердечный приступ.
Сирикит и тут не угомонилась. Она была на похоронах телохранителя, слёзно прощаясь с ним на глазах у короля. А после Налунда «перебрала» огромное число мужчин. Пхумипону, видимо, надоело терпеть публичное унижение.
Но с другой стороны встал вопрос: что делать с «гулящей королевой»? Расправиться с ней как с Налундом или развестись с ней он не мог, так как беспокоился о репутации королевского дома.
Он сделал проще. Публично объявил, что королева нуждается в серьезном лечении. Сирикит отправили в клинику. Это подстегнуло публичные слухи о её развратном поведении и окончательно обрушило её «рейтинг» в народе.
В больнице Сирикит набрала лишний вес. Когда она вернулась оттуда, мало что напоминало о былой красавице. Ей пришлось на коленях просить прощения у Пхумипона Адульядета.
Король показал себя в этом вопросе гибким: все же надо блюсти честь монархии. Сирикит было дозволено участвовать с ним в различных мероприятиях. Отношения, естественно, восстановиться уже не могли. Но в тайском обществе к этому отнеслись с пониманием. Ведь нет ничего хуже упадка, а развод, брак на наложнице или публичная смена фавориток – это он и есть. И король показал своё достоинство.
По-человечески грустно, ведь личная жизнь у короля явно не заладилась. Но, похоже, он знал, на что шёл: «амуры» и в жизни рядового гражданина больше мешают, чем помогают. Несмотря ни на что, королева Сирикит родила ему сына и троих дочерей, а это для престолонаследия важнее.
И кроме всего прочего: дел у Пхумипона было за время его длительного правления невпроворот, особенно в первые лет двадцать. Таиланд (тогда ещё - Сиам) после Второй мировой войны нуждался в реформах экономики, в развитии.
Пхумипону удалось сначала отладить сельское хозяйство в государстве. Человек, учившийся в Швейцарии, знал, что подрастающему поколению требуется кальций для роста костей и работы мозга. Вот и появилось в Таиланде молочное животноводство, которого там отродясь не видали. Адульядет показал: он «в Европах» время провёл не зря.
Активно росло рисоводство, страна вышла на первые места по экспорту этой культуры. В горах на севере страны издревле выращивали опиумный мак. Пхумипон немало посодействовал тому, что горные племена «перешли» с него на овощи, фрукты и плодовые деревья.
К 1970-м годам наступил новый этап мировой истории. Западные корпорации стали переносить производства из Японии, Южной Кореи и Тайваня в Китай и Юго-Восточную Азию. Причиной стало удорожание труда в первых странах.
И здесь руководство Таиланда сыграло «свою скрипку», сумев развить в стране сборочные производства. Благосостояние страны росло, несмотря на кризисы.
В политике страны, являющейся конституционной монархией, Пхумипон хоть и имел чисто церемониальный статус, регулярно вмешивался в процессы. На то были причины, ведь нестабильность – это норма для развивающихся стран Азии во второй половине XX века. У Таиланда не было парламентских традиций Англии или диктатуры, как в Китае.
Потому и Пхумипон бывал вынужден работать «балансиром» внутренней политики, которую регулярно сотрясали военные перевороты разных клик в элите. Благодаря в том числе и его патриотизму, приверженности благу Родины, Таиланд остался самим собой, несмотря на бурную модернизацию и политические конфликты за 70 лет правления Пхупимона Адульядета Рамы IX.
Пхумипон Адульядет умер совсем недавно, в октябре 2016 года. Жители страны целый год прощались с ним в ходе общенационального траура. Когда тело перевозили в Королевский дворец, тысячи людей провожали в последний путь монарха, столь много сделавшего для них.
И думается, память о Пхумипоне будет ещё долго жить в сердцах простых тайцев. Ведь он вывел Таиланд из азиатского захолустья в число развитых стран континента и мира.