Статьи10.01.2025 - 00:13

С шоколада бесятся? Почему повзрослевшие «Аленки» судятся с «Красным Октябрем»

Лицо этой девочки было хорошо знакомо каждому жителю Советского Союза. Особенно детям, для которых получить заветную шоколадку с нарисованной на обертке девочкой было пределом мечтаний. Шоколад «Аленка», несомненно, вкусный. Реальный. В отличие от пухлощекой девочки. Она же нарисованная. Но оказалось, что Аленка с шоколадки существует на самом деле. Она выросла, и отправилась судиться с производителем конфет. А вслед за ней ринулась целая толпа «Аленок». Так что же происходит и чем не угодила повзрослевшему прообразу рисунка советская шоколадка?

Фото: соцсети, коллаж RuNews24.ru

В начале 1960-х годов в СССР была разработана новая программа по обеспечению населения продуктами питания. Перед кондитерами была поставлена задача создать шоколад, который был бы доступен широким слоям населения и имел бы приемлемую стоимость.

В то время в стране производился преимущественно горький шоколад, который был более полезным, но менее приятным на вкус.

Первыми, кто в 1964 году смог создать действительно вкусный шоколад, стали работники фабрики «Красный Октябрь».

Изначально планировалось назвать шоколад «Аленушкой» в честь героини русских народных сказок. В качестве оформления упаковки рассматривалась картина Виктора Васнецова. Но идею кондитеров руководство страны не одобрило. Уж больно Аленушка у Васнецова грустная, да еще босая. А нужен был счастливый ребенок.

В результате шоколад решили назвать «Алёнка». По одной из версий, в честь дочерей космонавтов Юрия Гагарина и Валентины Терешковой.

После руководство фабрики опубликовало в газете «Вечерняя Москва» объявление о конкурсе фотографий. Обещали, что лучшее фото маленькой девочки будет размещено на обёртке нового шоколада.

 

Фото: Svetlana-bol-shakova.tourister.ru

 

Победителем стал фотограф Александр Геринас, который прислал фотографию своей восьмимесячной дочери. Снимок был сделан ещё в 1960 году и уже публиковался в журналах «Советское фото» и «Здоровье».

Художник-дизайнер Николай Маслов, работавший на фабрике «Красный Октябрь», на основе этой фотографии создал образ Аленки. Он изменил цвет глаз на голубой вместо карих, сделал губы более пухлыми, а щеки розовыми.

Плитка весом 100 граммов с надписью «Красный Октябрь», на обёртке которой была изображена пухленькая девочка в платке, стала самой популярной не только в России, но и за ее пределами.

С тех пор прошло несколько десятилетий. Елена — дочь фотографа Геринаса, которая и стала прообразом девочки с обертки, выросла, вышла замуж, стала специалистом в области фармацевтики, родила двоих детей. Живет в Химках.

Время от времени Елену, которой уже за шестьдесят лет, можно увидеть на телевидении. Она выступает в качестве эксперта по шоколаду «Алёнка».

Некоторое время назад Елена Геринас обратилась в суд с иском к фабрике «Красный Октябрь». Её требования были следующими: компенсация в размере пяти миллионов рублей за использование изображения её лица в течение длительного времени, а также процент от продаж каждой шоколадки.

Женщина заявила, что предприятие не подписывало контракт с её семьёй, поэтому не имеет эксклюзивных прав на использование изображения на упаковке шоколада. Более того, ни её отец, ни она сама не получили никакого вознаграждения за использование фотографии.

«В нашей семье всегда все знали, что на шоколадке - мой портрет. У меня и негативы от того снимка сохранились. Когда отец умер, а он развелся с мамой и жил в другой семье, нам передали весь его архив. Там я и нашла пленку. У меня и платочек тот жив, выцвел, правда, немного. Присмотритесь к шоколадной Аленке, у нее узелок по-особому завязан, потому что моя мама – левша», - рассказала Елена.

 

Фото: Svetlana-bol-shakova.tourister.ru

 

Отец Елены давно умер. Но своей дочери он оставил множество снимков, включая негатив знаменитой фотографии с упаковки. Это наследство она и предоставила в качестве доказательства.

И доказала. Но суд не выиграла. Изменение внешности девочки на обложке «Алёнки» позволило «Красному Октябрю» избежать выплаты компенсации Елене и сохранить свою прибыль. Суд решил, что нарисованная девочка – собирательный образ.

Самое интересное, что вслед за Еленой Геринас в суд потянулись  другие претендентки на звание «Алёнки». И на выплаты от фабрики, понятное дело.

Например, жительница Брянска утверждала, что её фотографию использовали не только на обёртке шоколада, но и на обложке журнала «Здоровье». Вот только никаких доказательств она, в отличие от дочери фотографа, предоставить не смогла.

Еще одна «Алёнка» обнаружилась в Краснодарском крае. Женщина настаивала, что в 1959 году к ней в детский сад приезжал фотограф из Москвы и сделал фотографию.

В августе 2019 года свои права на фотографию предъявила уборщица из Забайкалья. Она потребовала от фабрики «Красный Октябрь» три миллиона долларов. Не получила. И хорошо, наверное, потому что дела у фабрики в последнее время идут не очень.

А все потому, что ее шоколад после развала Союза потерял тот удивительный вкус, который так полюбился россиянам (орфография и пунктуация авторов сохранены).

Ирина Кох:

«На фабрику иск надо подать, что шоколад не соответствует тому качеству, которое было на момент создания "Аленки". Сейчас этот шоколад не съедобный, правильно это сладкая копеечная плитка».

Тамара Есипова:

«Аленка собирательный образ. Даже не покупаю сейчас этот шоколад, совсем не то. Так же как и батончики рот- фронт. Считаю, то что сейчас производят - халтура!»

Реклама