Героический подвиг отважного моряка и полярника Павла Вавилова, к сожалению, давно забыт. А ведь в прежние времена имя этого человека знали все – от мала до велика. Чем же прославился тот, чьим мужеством и стойкостью когда-то восхищались миллионы советских граждан? Об этом – в нашей статье.
Голод, холод, соседство с белыми медведями и постоянный страх быть ими съеденным - вот что пришлось пережить в теперь уже далеком 1942 году участнику Великой Отечественной войны Павлу Вавилову. В тот памятный день, 25 августа, ледокол «Александр Сибиряков», на котором служил 33-летний матрос, встретился с фашистским крейсером «Адмирал Шеер».
Итогом недолгого боя стало пленение выжившей части экипажа и затопление судна в глубинах Карского моря недалеко от острова Белуха. Павел оказался единственным, кто избежал плена и не утонул. Как вспоминал позднее сам будущий Герой Социалистического труда (этого звания Вавилов был удостоен в 1960 году), ему повезло в какой-то момент ухватиться за деревянные остатки судна и не оказаться в воронке, куда затянуло многих его товарищей.
Из последних сил он смог выбраться на дрейфующую неподалеку шлюпку, с которой немецкий катер незадолго до этого забрал его уцелевших товарищей. Оказавшись в лодке, Павел переоделся в сухую одежду лежавшего на дне погибшего моряка, после чего… заснул глубоким сном.
Последний бой «Александра Сибирякова»
Очнувшись посреди моря, он понял: все происходящее – не грезы, а явь. В шлюпке, правда, нашлись бочка с пресной водой, спички, мешок отрубей и теплая одежда. Все это казалось достаточным, поскольку моряк был уверен – его быстро найдут. Вавилов дрейфовал в Карском море недолго - вскоре показалась суша. Это и был остров Белуха - без людей, растительности, но зато с белыми медведями. Павел, как сам позже рассказывал, понял - его жизнь зависит теперь лишь от собственной выдержки, находчивости и выносливости.
В отличие от героя приключенческой книги Даниеля Дефо, который хоть и намного дольше времени провел на необитаемом острове, климатические условия, в которых оказался Вавилов, были совершенно иные. Советскому «Робинзону» предстояло попытаться выжить в Арктике… Благо, на острове оказался старый маяк, в котором и провел большую часть времени Вавилов – в голоде и холоде.
«Он выходил из маяка и искал дрова вдоль линии прибоя. Когда Вавилов замечал медведя, то убегал, а впоследствии старался не отходить далеко от маяка, - пишет сайт Пятого канала. - Каждый день на этом острове становился для него настоящей битвой, где малейшая ошибка могла стать фатальной».
Единственным шансом на спасение для полярного моряка стали советские корабли, которые иногда проходили мимо острова. Впрочем, ни его крики, ни размашистые движения рук и ног не привлекали членов экипажей. Морские судна упорно не замечали голодного и полузамерзшего человека.
Несколько недель Вавилову пришлось провести в холодном маяке
Северная «робинзонада» продолжалась больше месяца, пока Вавилова не заметил пароход «Сакко», проходивший в тот день мимо острова. Не надеясь уже на спасение, моряк зажег тогда свой последний костер, поскольку спичек у него больше не было. Впрочем, шлюпка, спущенная на воду, не сумела подойти к берегу из-за непогоды.
На следующий день с самолета ему сбросили посылку с продуктами, одеждой и папиросами, а также записку с уверениями, что скоро спасут. Однако воздушное судно не смогло приземлиться на острове ни в этот день, ни в три последующих. Ситуацию спас легендарный летчик Иван Черевичный - будущий Герой Советского Союза. Именно ему удалось покорить стихию, разыгравшуюся в те дни в Карском море.
За четыре года до этого он участвовал в спасении экспедиции знаменитого полярного исследователя Папанина с дрейфующей станции «Северный полюс-1». Позже налетал огромное количество часов в Арктике. Экспедиция, возглавляемая Черевичным, даже достигла «Полюса недоступности» - никогда прежде не виданной человеком труднодоступной и наиболее удаленной от суши местности. Спасение Вавилова для него было лишь делом времени: в какой-то момент летчику удалось посадить на воду недалеко от берега свой гидросамолет и тем самым спасти «северного Робинзона».
Герой Советского Союза Иван Черевичный
Примечательно, что на дальнейшей карьере Вавилова этот случай негативно не отразился, хотя, казалось бы, в те суровые времена это вполне можно было посчитать дезертирством. Павел Вавилов продолжил работу на судах Арктического флота – «Георгии Седове», «Ленине», «Капитане Мелехове». За несколько лет до смерти в честь отважного моряка был назван небольшой остров в Карском море, он был награжден орденом Ленина, медалями Нахимова и «За трудовую доблесть».
Впоследствии Вавилова называли не только «северным Робинзоном Крузо», но и «комендантом необитаемого острова». Проведя в немыслимых природных условиях 34 дня, он доказал: человек в экстремальных условиях может выжить. Для этого лишь нужно обладать сильным духом и не пасовать перед лицом безысходности. Да… такими вот героями, как Павел Иванович Вавилов, в свое время изобиловала наша советская страна!