Обычное кругосветное путешествие в современном мире при наличии соответствующей экипировки, техники и средств связи длится до полугода. На круизном лайнере можно обогнуть свет месяца за три. А если отправиться в путь на надувном тримаране? Несколько лет потратили на свою «кругосветку» путешественники Евгений Ковалевский и Станислав Березкин, недавно вернувшиеся в Россию. О том, что пришлось испытать за «не 80 дней вокруг света», - в нашей статье.
Евгений Ковалевский и Станислав Березкин, отважные сибирские парни, отправились в «кругосветку» 1 июля 2021 года. Причем, их цель была – пройти маршрутом первых русских кругосветных экспедиций XIX века Крузенштерна, Литке и Беллинсгаузена. В итоге, преодолев все препятствия, встречавшиеся на пути, и пообщавшись с жителями 32 стран, они вернулись домой.
«За эти три года столько было всего: и хорошее время, и погибали, и возрождались, - вспоминает Ковалевский, кстати, мастер спорта России по парусному и водному спорту. – Но главное – дошли!»
По словам путешественника, им удалось пройти 35 тыс. морских миль (почти две окружности Земли). По пути проводили различные исследования, вели «уроки из океана», организовывали телемосты с российскими школьниками.
Наконец-то, дома - в России!
Для Ковалевского, у которого в текущем году солидный юбилей – 50 лет экстремальных экспедиций, нынешнее кругосветное путешествие оказалось одним из самых сложных в его жизни. Помогало осознание того, что они со Станиславом не одиноки посреди морских волн. В трудные минуты экипаж обращался за помощью в штаб, там их координировала руководитель берегового центра Томска, кандидат географических наук Юлия Калюжная.
Если возникали какие-то сложности, на помощь приходила именно она. Связывалась, к примеру, с бразильской стороной, если экипаж проплывал мимо берегов этой страны, и просила о содействии. Как подчеркнул Ковалевский, то, что соотечественники незримо с ними присутствовали, они постоянно ощущали.
«Все три года были полны качаний. Сложно было, - признался в беседе с корреспондентом РЕН ТВ Станислав Березкин, чемпион России и СФО по парусному туризму. – Как-то я пошел заряжать аккумулятор, одна из волн поднялась, я потерял равновесие, генератор упал на мое лицо и выбил зубы».
Морские чайки кружат над пьющим чай Станиславом Березкиным
6 ноября во время встречи в Кронштадте путешественники рассказали о нападении акул у берегов Австралии, о пережитых крушениях и, конечно же, о различных климатических условиях, которые пришлось испытать на себе.
…Это было в начале сентября прошлого года. Первый раз акулы, атаковавшие экипаж, прокусили задний левый баллон, который «благополучно» после этого отправился на дно. Несмотря на аварийное состояние, экипажу удалось пройти порядка 100 миль.
Однако сутки спустя второе нападение морских хищников привело к порче правого баллона. Тримаран начал погружаться в воду, путешественникам пришлось подать сигнал бедствия.
«Юлия Калюжная оперативно связалась со спасательной службой Австралии, уже через 45 минут к тримарану подошел сухогруз Dugong Ace, следующий до Шанхая», - сообщил позже телеграм-канал «Кругосветная экспедиция».
«Морские волки» в северных широтах
Экипаж загрузил на спасательный корабль все личные вещи, однако эвакуировать тримаран не удалось. На судне не было приборов для погрузки, поэтому капитан принял решение оставить его в океане. Всего за время путешествия было безвозвратно утрачено два надувных парусных тримарана, состоявших из мачты, паруса и трех баллонов. Всего за время кругосветного путешествия экипаж подвергался атакам акул свыше 30 раз.
«У нас очень необычное судно, - поделились члены экипажа. – Аналогов ему, пожалуй, не сыскать. Между баллонами натянута металлическая сетка типа батута, на каркасе стоит четырехместная палатка с фанерным полом. Спим в палатке в спальниках. Ходим под парусами, есть мотор в 15 лошадиных сил. Используем его в основном в портах (там иначе нельзя) и в ситуациях, когда где-то не пройти. Идем по GPS-навигатору, куда загружается маршрут, который дублируется программой в телефоне».
Тримаран путешественников
Кстати, это первое кругосветное плавание и первое покорение мыса Горн на тримаране, а также самое дальнее путешествие на надувном судне. Чем не претендент на Книгу рекордов Гиннесса? Тем более что на всей протяженности заданного маршрута экипаж прошел без душа, туалета и холодильника. Самые настоящие экстремальные условия!
Электричества также было по минимуму – от солнечной панели для зарядки техники. Из еды - макароны, рис, мясные и рыбные консервы, хлеб, печенье, яйца. Все хранилось в пластиковых ящиках. Однако, когда это заливалось морскими волнами, то продукты вмиг размокали, а в крупах заводились червяки.
В аргентинском порту Ушуайя
«Тримаран вызывает шок. Моряки в портах не понимают, что это, - с улыбкой на лице вспоминает Ковалевский. - Подходят, спрашивают: откуда вы? Как правило, русских видят впервые, по нам судят о России. Для них россияне - воплощение мужества, смелости и храбрости. Учитывая, что мы - - открытые, общительные, позитивные, поем под гитару, на частых встречах с местными жителями нам почти всегда аплодировали стоя».
За счет дружеского отношения не раз сокращались даже портовые расходы. Так, в Аргентине на судоверфи с россиян не взяли ни копейки за четыре месяца нахождения там.
Путешественники пережили в пути циклоны и штормы, другие капризы природы. Однажды недалеко от Бразилии сломалось основание мачты, она стала падать. До берега оставалось еще 1500 км. Благо, на помощь пришли местные суда. Патрульный катер ВМФ подвез бензин, на подмогу завернул английский сухогруз. Благодаря им россияне вышли из зоны циклона и добрались до суши.
Иностранные службы не раз приходили на выручку
Этот и другие эпизоды из 3,5-летней истории «кругосветки», как нельзя точно подтверждают известное выражение о том, что мир не без добрых людей. А еще это – пример того, как к россиянам относятся в других частях нашей необъятной планеты! Ну а самое главное - удалось достичь заветной цели: пройти по проторенным когда-то великими русскими мореплавателями путям. Молодцы, ребята!