В современном обществе сформировалось мнение, что в СССР секса не было. Крылатая фраза то и дело срывается с молодых уст, которые о Советском Союзе знают только из фильмов и рассказов родителей. А оказывается, все в Союзе было и в достаточном количестве. Один только Коктебель с его раскрепощенными отдыхающими мог дать фору даже улице «Красных фонарей» в Амстердаме.
Начнем с того, откуда вообще взялось утверждение, что в Советском Союзе нет секса. Дело было в далеком 1986 году, тогда, уже в разгар перестройки, был организован телемост Ленинград — Бостон «Женщины говорят с женщинами», в котором приняли участие советские и американские представительницы прекрасного пола.
И вот как раз во время этого телемарафона одна из участниц - Людмила Иванова - выдала фразу, которая и разлетелась по всему Союзу.
Секса у нас нет, и мы категорически против этого! У нас есть любовь.
Тут нужно уточнить, что речь шла о телевизионной рекламе. Американка рассказала, что их заокеанская телеиндустрия создает рекламные ролики, которые «крутятся вокруг секса». Она поинтересовалась, есть ли подобная реклама в СССР. На что и получила неожиданный ответ Людмилы. Тогда эта фраза вызвала смех, и мало кто в студии обратил внимание на уточнение. Друга участница телемарафона добавила:
Секс у нас есть, у нас нет рекламы!
И действительно, в СССР секс «не продавали». Но это совершенно не означает, что его не было, говорят рожденные в 1950-1970 годах, вспоминая свою юность. Они признают, что демонстрировать близкие отношения публично, целоваться на виду или открыто заниматься петтингом в те годы было не принято.
Интимная близость чаще всего оставалась за закрытыми дверями. Но и в СССР были такие «местечки», где советские граждане могли устраивать «Содом и Гоморру» не опасаясь осуждения. Одним из таких стал город Коктебель. В 60-х годах его называли «островком откровенного секса».
Тысячи студентов стремились в Коктебель, чтобы вдохнуть атмосферу раскрепощенности, так сказать, на других посмотреть и себя показать. Ночью вдоль пляжа курсировали пограничники, но к тому, что люди занимаются сексом прямо на гальке они относились абсолютно спокойно, писал российский писатель Александр Широкорад.
По его словам, в Коктебеле были нудистские пляжи, правда располагались они поодаль от местных пансионатов. Чтобы позагорать голышом приходилось уходить к мысу Хамелеон. Основная публика, не стесняющаяся «светить» обнаженными ягодицами была в возрасте от 16 до 30 лет. Пожилые нудисты редко встречались в Коктебеле.
Увидеть обнаженку Коктебеля можно было не только непосредственно на курорте. Фото с пляжей в стиле «ню» туристы увозили в разные уголки Союза.
В Коктебеле народ снимал обнажённую натуру во всех мыслимых и немыслимых позах совершенно открыто, не стесняясь прохожих и соседей по пляжу. Иной раз один фотограф находился от другого на расстоянии нескольких метров, - пишет Широкорад.
Коктебель как рассадник порока обличил советский писатель Первенцев в своем фельетоне «Куриный бог», в котором автор осуждает «алкоголиков и прощелыг», ведущих аморальный и праздный образ жизни на побережье Коктебеля. Сатирик Владлен Бахнов ответил автору своей пародией:
Ах, что за славная земля
Вокруг залива Коктебля...
Не видно даже брюк на них,
Одна чувиха на троих
И шорты, блин, и шорты, блин, и шорты.
Отдых на секс-курорте был по карману многим молодым людям. Получая стипендию в 45 рублей, студент мог позволить купить билет из Москвы в Симферополь и обратно за 15 рублей, а также арендовать комнату по рублю в сутки. Остатка денег вполне хватало на еду и недорогое приличное крымское вино.
Вот под это самое вино студенты слушали в Коктебеле запрещенные радиоволны, пели песни Окуджавы и мечтали о свободе взглядов и высказываний. И все это не от плохой жизни, а совсем даже наоборот, считает писатель. Диссидентские настроения молодежи порождала именно стабильность государства. Отдых был недорогим, студенческих денег хватало на еду и жилье, а после ВУЗа студент гарантировано получил бы место на предприятии. Поэтому мысли молодых людей были только о горячем солнце, теплом море и загорелых партнерах.
И Коктебель был не единственным местом, где прятался весь секс СССР. Безусловно, чаще всего это были курортные города и поселки на юге огромной Советской страны. Просто рекламы в то время не было.
Секс был, а рекламы не было, - права была участница телемарафона.