Чем дальше развиваются события на Украине и в мире после начала СВО, тем более Реджеп Тайип Эрдоган приобретает черты классического трикстера мировой политики. Если упрощённо, трикстер в мифологиях разных стран и народов – персонаж, который своими действиями словно бы плутует, обманывает и провоцирует самых разных героев.
То он на стороне света, а то – на стороне тьмы. И нашим, и вашим, а в итоге – себе самому. Уж Эрдоган точно получит своё от разного рода «гешефтов» свалившихся на него в ходе последних лет. О чём это мы?
Турецкая корпорация Baykar начала возводить завод по производству беспилотников Bayraktar поблизости от Киева. Об этом сообщило агентство Reuters, ссылаясь на гендиректора Халука Байрактара.
Стройка здания займёт год, заявил он. После начнётся, как следует из логики, завоз оборудования и наладка производства БПЛА. Компания намерена нанять до полутысячи человек. В год с завода должно выходить до 120 авиационных дронов. И несмотря на то, что западные военные признали беспилотники Bayraktar лёгкой целью для российских ПВО и РЭБ, новость всё равно вызывает тревогу.
Ведь Россия каждодневно борется с атаками Украины на наши города – в центральной части, граничащей с Незалежной, на юге страны. В начале года беспилотники врага долетели до Питера, ещё позже – до Ярославля. Только в одной атаке на Белгород 30 декабря погибло 25 человек, более сотни было ранено. Свою «кровавую жатву» дроны и ракеты ВСУ собирают практически ежедневно.
Риторическим кажется вопрос, кому помогает господин Эрдоган. И не нужно прятаться за мнимую независимость бизнеса: ни в одной серьезной стране мира решения подобные «байрактаровскому» не проходят без виз и согласований высших лиц государства. А Сельчук Байрактар (на последнем фото на фоне), являющийся совладельцем той самой Baykar Makina, числится зятем Эрдогану. Он женат на дочери президента Турции Сюмейе.
Для примера. Ударный дрон Bayraktar TB2 может нести на себе до четырёх боеприпасов, включая противотанковые ракеты, дальность управления им – до 150 км. И это далеко не самый современный вид оружия, выпускаемого «Байкаром».
В начале СВО «Байрактары» применяли силы ВСУ. Позже наши ПВО и РЭБ «сменили» роль «Байрактаров» с ударной на наводчика и ретранслятора для меньших дронов. Так или иначе зять Эрдогана, да и он сам, неплохо вложились в борьбу с Россией уже тогда.
Читать такие новости вдвойне головокружительно, если обозреть всю линию поведения Турции в ходе конфликта России и Украины. Эрдоган не раз и не два предлагал себя в качестве посредника в переговорах представителей двух стран о перемирии. И действительно, часть встреч контактных групп весной 2022 года шла в Стамбуле.
Однако почти тут же Турция стала помогать Украине лоббировать и осуществлять «зерновую сделку», которая была весьма невыгодна России. С другой стороны, с первых дней столкновения, турецкие власти держат открытыми проливы Босфор и Дарданеллы (главный геополитический актив этой страны) для российских и украинских судов, но закрытыми для западных военных кораблей. Конвенция Монтрё, понимаете ли.
Она даёт возможность не пускать в Чёрное море военные корабли тех стран, которые не имеют к нему выхода. Тут правда, сказался и собственный шкурный интерес турецкой элиты. Если Чёрное море превратится во «внутреннее озеро» НАТО, самим потомкам османов мало не покажется.
Или вот новость о том, что турецкие финансовые власти дозрели: чтобы совсем не превращать Россию во врага блокировкой переводов и обслуживания наших карт в Турции (и не потерять миллионы туристов), нужно создать-таки российско-турецкий банк. Спустя два года после начала СВО. А сколько банки Турции ломали нам и нашим туристам руки за это время?
В общем гражданин Эрдоган – «партнёр» ещё тот, как говорят в народе. И наблюдать за ним нужно пристально. А лучше бы всего, если бы на чудесном заводе Baykar что-нибудь регулярно происходило бы. Пожар, или там потоп. Так Сельчук Байрактар узнает, что такое «высокорисковые инвестиции».
Завершим комментарием от политолога Ильи Гращенкова: «Сколько «ножей в спину» было от Турции и Эрдогана? Но Турция просто лавирует ради собственной выгоды, использует свой суверенитет для монетизации». Забывать про это, пожалуй, не стоит.