Не самые обычные прогнозы приходят в начале 2025 года. То миру обещают очередной конец света, то Третью мировую. Но подобные тревоги нынче всё-таки более привычны. А вот французский историк и экономист Эмманюэль Тодд продолжает удивлять по серьёзному.
Одно из его «предположений»: России достанутся 40% территории Украины, а Запад подписал себе смертный приговор противостоянием с РФ в Незалежной. Шокирующе? Ещё как! Ведь Тодд – не какой-нибудь там астролог или победитель «Битвы экстрасенсов». А учёный.
В своей книге «Поражение Запада», вышедшей во Франции и России, он указывает на ряд обоюдных просчётов. Россия странным образом просчиталась, когда ожидала, что в феврале-марте 2022 года Украина как классическое несостоявшееся государство падёт за недели.
Однако ещё сильнее ошибся и Запад, который поставил на Незалежную в своём геополитическом плане. И именно эти ошибки и приведут к тому, что Россия в данном противостоянии победит.
Разбору таких причин и посвящена значительная часть книги. Один из вопросов, на который пытается ответить исследователь, мог бы звучать так:
«Почему русскоязычная Украина не помогла русским войскам свергнуть режим Зеленского или не свергла его сама до СВО?»
Ответ на такой вопрос не стоит искать на поверхности. Украина в своей истории, после того, как нашествие Батыя разнесло разные части русского мира под разные «короны», прошла ряд этапов истории и отдельные регионы её были под различными «хозяевами».
Западная Украина, с центром во Львове, стала сельской окраиной то Речи Посполитой, то Литовского княжества, а после – Австрийской империи. Это наиболее «интегрированная в Европу» культурно часть страны. Связи с Россией оборвались более чем на семь столетий.
Неудивительно, что она стала рассадником радикального украинского национализма в XX веке. А тов. Сталин слишком недолго пожил после войны, чтобы успеть на присоединённых землях превратить «западэнцев» в нормальных советских людей. Известными методами, конечно.
Его преемники в этом вопросе грешили либо поверхностностью, либо «либерализмом». Результат пожинается сегодня на полях СВО.
Есть центральная Украина: земли вокруг Киева. Их специфика – всегдашнее нахождение на границе разных миров. Русь и половецкая степь, Польша и османы, Россия и Австрия... Может, поэтому там и сложилось специфически пренебрежительное отношение к власти?
Не просто так Эмманюэль Тодд назвал этот регион современной Украины «анархистским». Эта земля, в отличие от Западенщины, вся православная. Однако в новое время она стала местом разрушения власти. Киев – вот уже 20 лет является площадкой для «майданов».
Ну и есть юго-восток Украины; Слобожанщина, Донбасс, Таврия... Это земли Новороссии, ещё с царских времён наиболее интегрированны с остальной Россией. И не просто так уже советские генсеки и руководители Украинской ССР сделали эти земли одним из крупнейших промышленно-логистических узлов всего Союза.
С одной стороны – Черное море, порты Одессы, Николаева, Мариуполя. С другой – благодатные юг России и Кубань. Близко и Поволжье, и Казахстан, и предприятия центра РСФСР... Да и залежи угля с металлическими рудами есть.
В этом регионе, отмечает Тодд, после краха СССР, естественным образом сложились промышленные корпорации-гиганты с олигархами Коломойским, Ахметовым, Ярославским и иными. И здесь же была наиболее высока русскоязычная часть населения.
Тем не менее, всё сложилось, как сложилось. Восток не пошёл на Запад Украины, а наоборот. Почему?
Здесь Тодд копает ещё глубже. В прошлом и Украина, и Россия были, естественно, крестьянскими странами. Однако на Украине в отличие от нас, сложилось хуторское сельское хозяйство, с его большим индивидуализмом.
В России, как известно, основная часть крестьянства была объединена в общины. На огромных пространствах с более тяжёлым климатом только сообща можно было выжить.
Потому и легли на украинский индивидуалистически-«анархистский» менталитет идеологемы «Запада» о «демократии». Разбавленной, правда, неонацизмом.
А все русскоязычные жители «другой Украины» в новейшее время уехали в Россию. На это указывают и показатели демографии. На 20% сократилось население страны в первые же годы после распада СССР – с 52 млн до 41 млн человек. Кто сбежал в Европу, а кто в Россию.
Это тоже одна из причин, почему наших солдат после 24 февраля встречали больше пулями и снарядами, а не цветами (хотя и такие прецеденты на востоке т. наз. Украины были). Да, после начала дерусификации там в 2014 году в Белгороде подскочило число аспирантов.
Это были молодые учёные из Харькова. Они уехали, так как желали сделать карьеру в науке на языке, у которого есть своя великая мировая культура. А не на местечковом диалекте. И это тоже заметил Тодд в своём труде.
В общем и целом, действительно пассионарная часть русских Украины либо уехала ещё в 1990-е, либо позже, либо вступила в ополчения Крыма и народных республик. Порошенко, Зеленский, Ющенко и Бандера (на том свете) могут ликовать: как «национальное государство» Украина состоялась. Другое дело – а какой ценой? И надолго ли этот «проект»?
Тут мы и подходим к главному в рассуждении Тодда. Когда Россия начала СВО, все – и на Западе тоже – ждали быстрого краха «национального государства». Даже идейные украинские националисты бежали из Харькова в Киев и на Волынь.
Этого не случилось. «Контрнаступ» Зеленского породил эйфорию на Западе, который со времён президенства Трампа продолжал накачивать «незалежную» деньгами и оружием. И вот тут-то и вскрылась главная ахиллесова пята и Украины, и Запада.
Идут месяцы и годы, один за другим всплывают провалы в промышленной и военной сферах Запада... Америка слишком слаба в промышленном и структурном отношении. Там уже нет столько рабочих, нужных для ВПК», - делает беспощадный вывод Эмманюэль Тодд.
И это правда. Нам не раз доводилось писать об одной из главных ошибок Запада в последней трети прошлого века. Боясь рабочего класса как огня и желая сэкономить на нём, там массово вывели производства другие страны, а военный сектор обкорнали так, что дальше и не понять куда.
Потому-то сейчас и предопределена судьба СВО: Запад проиграет. А вместе с Украиной рискует потерять и значительную часть влияния в мире. Дедолларизация запущена, БРИКС растёт с каждым годом...
«Свобода» стоит дорого, верно ведь, господа либералы? Потому и нужно было её сохранять, идя на компромиссы, а не устраивая военные плацдармы.
А Россия... Что Россия? Ей «упадёт» до 40% территории бывшей Украинской ССР. Это Харьковская, Днепропетровская, Запорожская, Херсонская, Николаевская и Одесская области, по мнению Тодда.
И это ещё не всё. Вполне возможна и СВО-2. Об этом тоже не стоит забывать. Если кто-то ищет уроков истории, он может спокойно читать актуальные новости.