Статьи08.01.2025 - 15:15

Летом будет хуже. Разлив мазута в Чёрном море может войти в топ-3 крупнейших экокатастроф

Больше новостей в сюжете: Анапа

Со дня аварии двух танкеров с мазутом в Чёрном море прошло более трёх недель. Что сейчас происходит в зоне трагедии, какой нанесён ущерб экологии и какими последствиями грозит данное ЧП — читайте в этой статье.

Фото: РИА «Новости»

Разлив мазута представляет серьёзную угрозу для морской экосистемы. Этот нефтепродукт потребляет кислород в воде, разрушает кормовую базу и попадает в организмы рыб и других морских обитателей.

По данным Центра «Дельфа», к 5 января обнаружены тела 32 дельфинов, погибших в результате разлива. Вероятнее всего, основная часть животных погибла в первые десять дней после катастрофы. По оценкам специалистов Центра по защите дельфинов (ТГ @delfacenter), основная часть погибших дельфинов это преимущественно азовки — наиболее уязвимый вид китообразных. В настоящее время продолжается выброс тел мёртвых морских животных на берег. Специалисты ожидают увеличения числа жертв среди китообразных в ближайшие месяцы.

Погибло несколько сотен птиц. Большинство пострадавших пернатых (более 90%) относятся к виду большой поганки, который не находится под угрозой исчезновения и не занесён в Красную книгу. Добровольцы продолжают собирать и птиц, покрытых мазутом. По последним данным, спасено более 5,6 тыс. особей.

 

Мониторинг состояния морской среды выявил значительное загрязнение в районе Анапы и прилегающих морских территориях. Есть участки с комками мазута в толще воды и нефтяной плёнкой на поверхности. Площадь загрязнения нефтепродуктами достигла 54 кв. км, однако окончательные данные пока недоступны, поскольку утечка мазута из танкеров продолжается. Так, ночью 6 января, к берегу в районе пансионата «Динамо» прибило водоросли, пропитанные мазутом. А ранее, в декабре, сильный шторм привёл к тому, что мешки с собранными нефтепродуктами, находившиеся на пляже, были смыты в море.

Эколог Георгий Каваносян, работающий на месте катастрофы, в эфире НСН отметил, что ситуация представляет собой крупномасштабную экологическую катастрофу, которая, по меньшей мере, входит в десятку самых масштабных разливов нефтепродуктов за всю историю нашей страны. А в случае утечки всего объёма мазута — 9 тыс. тонн — инцидент может занять место в тройке «лидеров» по масштабу.

Эксперты предупреждают о необходимости срочного очищения дна, особенно на участках с глубинами до 20 метров. В противном случае летом могут возникнуть значительные выбросы мазута на берег.

Руководитель комиссии по проблемам Чёрного и Азовского морей Борис Елецкий отметил, что процесс очистки от мазута и нефтепродуктов будет длительным и многоэтапным. В первую очередь планируется провести уборку загрязнённых пляжей, а затем применить боновые заграждения для предотвращения распространения всплывающих битумных соединений. Отметим, что подобные заграждения уже установлены в портах Тамань и Новороссийск.

Эколог Георгий Каваносян также подчеркнул, что проблема загрязнения акватории в районе Анапы требует немедленного решения. Он отметил, что в первые дни после экологической катастрофы в районе Анапы береговую линию заливало тёплой эмульсией мазута, что объясняется его нагревом в танкерах. Но по мере остывания мазут загустел и начал выноситься на берег в виде вязких сгустков,

Важно отметить, что мазут марки М100 в зимний период оседает на дно. Однако, с наступлением лета, при повышении температуры воды до +25°C, он начнёт всплывать, создавая серьёзную угрозу для морской экосистемы.

Ситуация с экологической катастрофой сейчас крайне серьёзна. Поэтому в первую очередь будут предприняты меры по удалению загрязнений с береговой линии.

К настоящему моменту, по официальным данным, в работах по очистке пляжей Анапы задействовано приблизительно 8,5 тыс. человек. Количество судов, занятых очисткой акватории, увеличилось с шести до 10. Обнаруженные пятна мазута обрабатываются специальными сорбентами. В настоящее время государственные органы и научные организации продолжают поиск эффективных методов сбора мазута под водой. Для выкачивания остатков нефти из затонувших танкеров уже опробована специальная установка, доставленная из Санкт-Петербурга.

Планируется, что с 8 января будет начато тестирование различных решений по связыванию мазута в разных средах.

По словам министра ГО и ЧС Краснодарского края Сергея Штрикова, также в ликвидации последствий загрязнения активно участвуют специалисты предприятия «Черномортранснефть» и Каспийского трубопроводного консорциума.

Определение точного размера ущерба ляжет на плечи Росприроднадзора. Однако уже предварительно можно констатировать, что он будет существенным. К этой ситуации необходимо относиться с максимальной серьёзностью, что и демонстрируют как местное население, так и государственные структуры. Также на место ЧП прибыло и значительное количество волонтёров из других регионов.

Реклама