До сих пор никому, даже самым маститым российским кинодеятелям, не удалось превзойти знаменитого советского режиссера Александра Роу в создании сказочного киномира. Сотворенная им некогда «планета» все также неповторима. В эпоху, когда не было суперсовременных технологий, он создавал такие шедевры, которыми восхищались зрители многих стран, включая западные. Один из примеров – новогодняя сказка «Морозко», которая до сих пор не сходит с экранов. О том, как снимался этот киношедевр и что впоследствии произошло с актерами, исполнившими главные роли, - в нашей статье.
Александр Роу был сыном состоятельного ирландца, приехавшего в Российскую империю налаживать мукомольное производство, и довольно небедной гречанки из рода Карагеоргиев. Несмотря на это, в первые годы становления советской власти будущий киносказочник познал лишения и нужду. Чтобы прокормиться, юноша брался за любую низкооплачиваемую черную работу. Спасли от голодной смерти упорство, сила воли и стремление добиться большего, чем давала судьба.
Путь к признанию в мире киноискусства был долог, но тем слаще оказался вкус долгожданной победы. Уже первая сказка, «По-щучьему велению», продемонстрировала, что в молодом советском кинематографе появилась новая личность со своим почерком. Это подтвердили последующие фильмы – «Василиса Прекрасная», «Конёк-Горбунок» и «Кощей Бессмертный».
Момент съемок сказки «Василиса Прекрасная»
«Много раз Александр Артурович говорил, что, придя в кино, он точно знал, что будет снимать. А снимать он начал сказки», - вспоминал позднее сценарист Владимир Швейцер, работавший с режиссером над тремя вышеназванными картинами.
С годами вокруг Роу сложился единый актерский ансамбль из «своих» людей, которым он доверял, с которыми легко работалось. К сожалению, судьбы многих артистов сложилась весьма драматично. В первую очередь это коснулось тех, кто был задействован в «Морозко» - сказке, которой было суждено стать культовой.
Именно после ее выхода на экран актер Александр Хвыля, исполнивший роль новогоднего волшебника, стал главным Дедом Морозом СССР. Каждый год народный артист РСФСР выступал в этом качестве на всех кремлевских ёлках. В США советская картина была признана «культовым трэшем». Фильм пользовался успехом во многих странах социалистического мира: к примеру, в Чехословакии он стал непременным атрибутом новогодних праздников.
Благодаря киносказке актер Хвыля стал всесоюзным Дедом Морозом
Съемочная группа работала на Кольском полуострове недалеко от Оленегорска. Александр Роу, по воспоминаниям коллег, очень любил те края за красивейшую природу и обилие снега, за яркое солнце и чистый прозрачный воздух. Съемки фильма начались в марте 1964 года, когда за полярным кругом еще стояли трескучие морозы. Актерам же, по сценарию, приходилось много ходить по лесу в легкой одежде.
Особенно нелегко пришлось трем исполнителям главных ролей – Эдуарду Изотову, Наталье Седых и Георгию Милляру. Последний вообще весь фильм провел в легких лохмотьях Бабы-Яги и отогревался лишь крепкими горячительными напитками, которые, к слову, весьма уважал, за что постоянно получал нагоняй от великого режиссера. «Морозко» запомнился миллионам зрителей не только яркой игрой талантливых актеров, но и великолепными декорациями – чего только стоит сказочный лес Бабы-Яги!
Тот самый волшебный лес
Судьбы некоторых артистов, в отличие от самой картины, ставшей лауреатом всевозможных кинопремий, включая международные, сложилась весьма печально. Один из ярких тому примеров – Вера Алтайская. В «Морозко» ей достался образ злой мачехи.
А ведь свою кинокарьеру актриса начинала еще во время Великой Отечественной войны, преимущественно играя лирические роли в таких картинах как «Светлый путь», «Машенька», «Жила-была девочка» и др. Ее мужем был знаменитый актер Алексей Консовский, сыгравший роль принца в культовой «Золушке».
К сожалению, судьба Веры Алтайской сложилась совсем несказочно - во многом «благодаря» режиссеру Роу. Именно Александр Артурович разглядел в милой воздушной девушке острохарактерность, которая впоследствии сделала ее знаменитой на всю страну. Так, Алтайская стала Тётушкой-непогодушкой в «Марье-искуснице», Асырк в «Королевстве кривых зеркал», мачехой в «Морозко», Кикиморой в «Золотых рогах».
Вера Алтайская в роли мачехи
Судьба этой яркой, талантливой актрисы закончилась плачевно. Свою роль в этом сыграл, как ни странно, Александр Роу, с кончиной которого для многих актеров его творческого ансамбля завершился и яркий путь в кинематографе. Кинорежиссера не стало в 1973 году, актриса Алтайская скончалась спустя пять лет. Невостребованность в кино привела ее к пагубной алкозависимости, ставшей причиной преждевременной смерти в возрасте 59 лет.
Не менее трагично сложилась жизнь Эдуарда Изотова, исполнившего роль красавца Ивана. После этого в главных ролях артиста почему-то больше не видел никто из режиссеров. Изотову пришлось довольствоваться эпизодами, а впоследствии он был обвинен в валютных махинациях и оказался в тюрьме, сломавшей его психику.
Актер перенес несколько инсультов, последний стал роковым: Изотов начал забывать тексты и перестал узнавать людей. Последние дни отец знаменитой российской актрисы Вероники Изотовой и бывший тесть Александра Панкратова-Чёрного доживал в психоневрологическом диспансере.
Дальнейшая жизнь красавца Изотова сложилась печально
Наталья Седых после «Морозко» сыграла еще одну звездную роль у режиссера Роу – Алёнушку в сказке «Огонь, вода и медные трубы». После этого достойных предложений от кинодеятелей больше не поступало. Седых окончила хореографическое училище и много лет прослужила в Большом театре. Впрочем, примой ей там стать так и не удалось.
Пожалуй, лишь для Инны Чуриковой эта картина стала настоящим пропуском в большое кино. А ведь роль Марфушки должна была играть знаменитая в то время актриса Тамара Носова. Кто знает, как бы сложилась судьба Чуриковой, если бы не Роу… Сказка «Морозко» принесла будущей народной артистке СССР одну из первых кинонаград – чехословацкую серебряную медаль Масарика.
«На пробах нам с Тамарой пришлось грызть орехи, - вспоминала в одном из интервью Чурикова. - Я так хотела сниматься, что не щадила зубов! Наверное, поэтому Роу меня и приметил. А потом в корзинке вместо яблок почему-то оказался лук, мне пришлось лопать его, делая вид, что грызу яблоки, как было положено по сценарию».
Для Чуриковой роль Марфушки стала пропуском в большое кино
«Планета» Роу – это, как правило, сказки со счастливым концом, дающим надежду, что добро всегда победит зло. Актеры, воплотившие на экране образы сказочных героев, по мнению многих зрителей, просто обязаны быть счастливыми и в жизни. Даже если этого в дальнейшем и не случилось, они прожили по-настоящему счастливые судьбы в сказочном мире Александра Роу! Не так ли?