Александр Лазарев-младший, продолжатель известной актёрской династии и главный режиссёр Театра Российской армии, оказался в центре скандала, который вызвал бурную реакцию в театральном мире и в рядах зрителей. Он обещал сохранить традиции и не прибегать к использованию семейных связей, став символом стабильности и преемственности. Однако действительность оказалась иной.
В конце зимы 2023 года Александр Лазарев-младший приступил к исполнению своих обязанностей, пообещав бережно относиться к традициям театра. Однако вместо того, чтобы постепенно вносить изменения, он решил пойти на радикальные меры — одним махом выставил за дверь почти всех артистов. Если бы это не привело к судебному разбирательству, новость могла бы остаться незамеченной. Но увольнение более 60 работников театра произвело эффект разорвавшейся бомбы.
Актриса Ксения Таран, посвятившая театру 21 год своей жизни и исполнившая более 30 ролей, была потрясена. «Никто не собирался уходить из театра по своей воле, но в последний момент руководство поставило нас перед фактом», — рассказывает она.
Нечто подобное уже происходило в Театре имени Ермоловой несколько лет назад, когда Олег Меньшиков внезапно разорвал контракты с 22 актёрами. Это привело к судебным процессам, и артисты вернулись на свои места, но атмосфера в театре оказалась испорченной.
Кадр одного из спектаклей на сцене Театра Российской Армии
Нерадостная тенденция: современные театральные деятели, занимающие руководящие посты, склонны к частым кадровым перестановкам. Однако возникает вопрос: где проходит грань между стремлением к обновлению коллектива и уважением к тем, кто посвятил свою жизнь театру?
Александр Лазарев-младший объясняет свои действия следующим образом:
«С некоторыми людьми можно сотрудничать, а с некоторыми — нет. Я буду формировать новую команду».
Он настаивает на том, что не нарушал закон, ведь контракты с артистами были заключены на определённый срок. Просто он не стал их продлевать.
Тем не менее, многим такое решение кажется слишком несправедливым по отношению к труппе. Артисты, для которых сцена стала родным домом, оказались на улице. Им даже не дали возможность попрощаться со своими любимыми ролями и зрителями.
Любопытно, что Александр Лазарев-младший ранее высказывал недовольство в адрес режиссёра Константина Богомолова. Он обвинял коллегу в неуважительном отношении к актёрам.
Александр Лазарев-младший
Фото: РИА Новости / Александр Гальперин
В беседе с Татьяной Навкой Александр Лазарев-младший отметил:
«Богомолов позволяет себе унижать артистов и относится к ним с пренебрежением».
При этом новый худрук Театра Российской армии подчёркивает, что лично с Богомоловым не знаком, но его поведение говорит само за себя.
И вот основной парадокс: Лазарев критикует методы Богомолова, но при этом сам принимает решения, которые вызывают недовольство коллег. Может быть, критика в адрес другого режиссёра была способом отвлечь внимание от своих планов по радикальному изменению театра? Младший Лазарев также высказывает недовольство тем, как современные режиссёры интерпретируют произведения русской классики. Кстати, в этом вопросе многие россияне с ним спешат согласиться, ведь в таких спектаклях актёры нередко появляются на сцене обнажёнными или произносят неожиданные монологи.
«Современные режиссёры вносят в классические произведения значительные изменения, что отдаляет их от оригинала. Невозможно оставаться равнодушным к этому!» — возмущается Лазарев-младший.
Константин Богомолов
Фото: РИА Новости / Валерий Мельников
Однако, как ни странно, в стремлении сохранить традиции он сам же и нарушает устои театра, расставаясь с опытными артистами и ключевыми сотрудниками: гардеробщиками, костюмерами, бухгалтерами, реквизиторами.
В беседе с корреспондентом телеканала «Москва 24» Сергей Лазарев подчеркнул:
«Я не собираюсь менять ситуацию и не стану начинать свою работу на новом месте с наведения порядка в своём кабинете и увольнения тех, кто мне не нравится. Это исключено!»
Получается, что на словах одно, а на деле другое. Пока сложно предсказать, как повлияют на ситуацию эти изменения в составе труппы. Сможет ли Лазарев-младший создать новый коллектив, который будет соответствовать ожиданиям публики и критиков? Или же театр утратит свою уникальность и станет ещё одной экспериментальной сценой без своей истории и традиций?
Мнения зрителей разошлись. Одни приветствуют смелые шаги режиссёра, предвкушая появление новых спектаклей и талантливых актёров. Другие же с беспокойством следят за ситуацией, боясь потерять свой любимый театр.