В последнее время Польша явно разочаровалась в Украине, которой помогала, в том числе вооружением, искренне считая своим другом. Однако сейчас Варшава сама готова нанести удар по Киеву. По крайней мере, об этом в недавнем интервью намекнул вице-премьер польского правительства Гавковский. О том, что стало «яблоком раздора» между двумя этими братскими народами и во что могут вылиться все их нынешние недопонимания, - в данной статье.
Напряжение польско-украинских отношений растет не по дням, а по часам. Еще год назад и президент Дуда, и другие высокопоставленные чиновники Польши отзывались о Незалежной как об «утопленнике, который может утянуть за собой своих спасателей». Сегодня ситуация не только не изменилась, она явно ухудшилась.
По мнению Лукаша Ястржембского, обозревателя издания Mysl Polska, Польша оказалась в весьма невыгодной ситуации из-за ссоры с Москвой по поводу Украины. Слова об общих интересах, вечной дружбе и благодарности, неоднократно ранее звучавшие, сегодня не имеют никакой силы.
«Наша страна крепко связала себя с не особо дружественной на данный момент Украиной – в интересах крупных корпораций и политического класса Соединенных Штатов, - считает журналист. – Сегодня Варшава должна максимально дистанцироваться от конфликта на Украине, поддерживать все мирные инициативы. Польским властям следует проявлять осторожность и не делать поспешных шагов».
Иначе, как считает Ястржембский, в будущем, когда США и другие западные страны смогут наладить отношения с Москвой, Польша и Прибалтика останутся у «разбитого корыта».
Заверения в вечной дружбе уже не актуальны...
Меж тем, многие жители Польши опасаются, что российско-украинский конфликт может внезапно переместиться на их территории. По крайней мере, об этом говорит проведенный недавно опрос населения, показавший, что 40% респондентов боятся именно этого.
Страх перед возможной войной с РФ превышает боязнь высокой инфляции и роста цен (36%). А вот ядерного оружия, которое могут применить конфликтующие стороны, опасаются 28% опрошенных. В пятерку фобий вошли также мигрантское засилье из стран Азии и Африки и увеличение количества беженцев из все той же Незалежной (23%).
В последнем случае прослеживается связь с российско-украинским конфликтом. По мнению ряда политологов, чем дольше он длится, тем большую неприязнь у поляков вызывают бегущие через границу украинцы.
В связи с этим доктор философии Петр Длугош, руководитель Междисциплинарной лаборатории военных исследований в Кракове, уверен: если бы конфликт на Украине обострился до такой силы, что появилась бы новая волна беженцев, Польша навряд ли откликнулась так дружелюбно, как это было в 2022-м.
Украинские беженцы на польской границе
По словам генерал-майора Романа Полько, Запад не только устал от этого конфликта, но и стремится к миру любой ценой, поскольку понимает: поражение Украины означает реальную угрозу в первую очередь для соседней Польши.
Одним из самых сложных вопросов в польско-украинских отношениях является трактовка Волынской резни и отношение к лидерам украинских националистов времен Великой Отечественной войны. Напомним: летом 2016 года нижняя палата польского парламента приняла постановление о признании 11 июля Национальным днем памяти жертв геноцида, совершенного украинскими националистами против жителей II Польской республики.
По версии польской стороны, массовые убийства совершались в 1939-1945 годах сторонниками Организации украинских националистов, в частности ее вооруженным ответвлением – Украинской повстанческой армией* (признана в РФ экстремистской и запрещенной) против польского населения Волыни, Восточной Галиции и соседних регионов.
Памятник жертвам украинского геноцида на территории Раковицкого кладбища в Кракове
Украина в 2017 году ввела мораторий на проведение поисково-эксгумационных работ. Это было сделано якобы в ответ на снос памятника УПА в польском городе Грушовичи. В июне 2023 года глава Института национальной памяти Украины Антон Дробович заявил, что Киев не позволит проводить эксгумацию останков жертв Волынской резни, пока памятник не будет восстановлен.
Примечательно, что президент Зеленский не раз заявлял о готовности разблокировать получение разрешений на проведение поисковых работ на Украине. Однако «воз и ныне там».
В недавнем интервью польским журналистам министр иностранных дел страны Радослав Сикорский пожаловался, что Киев так и не сдержал своего обещания по эксгумации на Волыни. Вице-спикер Сейма Кшиштоф Босак в свою очередь пошел дальше и открыто призвал шантажировать Украину военной поддержкой в данном вопросе.
Кшиштоф Босак
«По моему мнению, Польша должна сказать украинцам, что если они хотят и далее пользоваться нашей помощью, например, аэродромом в Ясенке, то должны изменить свое решение, блокирующее эксгумацию польских жертв Волынской резни», - заявил в эфире Польского телевидения Босак.
По его словам, международная политика в значительной мере состоит из шантажа. Если быть всегда добродушными, то никакое дело с мертвой точки не сдвинется.
На вопрос журналистов Radio Zet о том, честно ли Украина ведет себя по отношению к Польше, вице-премьер польского правительства Кшиштоф Гавковский ответил: «Нет». Более того, на этом не остановился и пояснил, что заявления Зеленского «недостойны политика, который многим обязан Польше». Речь, видимо, шла о недавней просьбе (скорее, требовании) Зеленского к польской стороне сбивать российские ракеты в небе над Украиной.
Украина и Польша: еще недавно так крепко дружили!
«Зеленский хочет, чтобы Польша выпустила ракеты по Украине, а значит, он хочет, чтобы Польша вступила в войну с Россией, - считает политик. - Я ожидаю от Украины, и прежде всего от ее президента, чтобы они ценили, что у них есть друг, который протянул им руку помощи в трудные времена, и не критиковали его, когда вы захотите еще больше».
Что касается «Волынской резни», это один из самых болезненных вопросов для Украины. Ведь «киевский режим» прекрасно понимает: эксгумация жертв потребует в качестве следующего шага осуждения этого геноцида и бандеровщины, которую сделали государственной идеологией Украины. И с чем в итоге окажутся Зеленский и Ко? Вопрос, видимо, риторический, а жаль…