Несколько дней назад в Госдуму внесли законопроект, предполагающий отмену Единого госэкзамена. Заменить его намерены обычными экзаменами по школьным предметам. По одну ли сторону баррикад на этот раз оказались депутаты и народ?
Один из членов Совета по правам человека при президенте, народный учитель Сергей Рукшин обеими руками за отмену. Это очень правильная инициатива, поскольку ЕГЭ, по его мнению, поломал систему среднего и высшего образования в стране. Он подчеркнул, что государство тратит на обучение в вузах вчерашних школьников огромные деньги, а на выходе получается, что число действительно хороших специалистов сокращается, зато появляется большое количество курьеров и официантов с высшим образованием.
«Мы утратили целевой контингент вузов – тех, кто хотел заниматься этой специальностью. Безусловно, ЕГЭ перекорёжил и школу, и высшее образование. А стало быть, он угрожает независимости, обороноспособности и процветанию нашей страны. Но сейчас невозможно отделить ЕГЭ от всей системы, которая создана», – заявил Рукшин.
По его словам, повысить качество образования можно в несколько этапов. Для начала необходимо вернуться к выдаче обычных аттестатов об окончании школы, которые не будут привязаны к результатам ЕГЭ. Суть в том, чтобы уйти от нынешней системы, когда учителя в старших классах, вместо преподавания предметов школьной программы, занимаются тем, что готовят учеников к тестам. Если аттестат и ЕГЭ не будут связаны, можно будет вернуться к обычному процессу обучения.
ЕГЭ хотят заменить обычными выпускными экзаменами
На втором этапе предстоит найти альтернативу ЕГЭ для поступления в высшие заведения. Это достаточно большой объем работы, который, тем не менее, все равно необходимо сделать.
Единый государственный экзамен официально начали вводить в российских школах в 2001 году. Сначала экспериментально, в нескольких регионах, дальше с каждым годом количество регионов увеличивалось. По итогам тестирования можно было поступить в один или несколько вузов. Выбирать можно было из 245 учетных заведений.
Критиковать новую систему оценивания начали практически с самого начала. Учёные отмечали, что при тестировании не учитываются способности детей. Кроме того, некоторые задания были чересчур сложными для учеников, к тому же они не совпадали со школьной программой. Тем не менее ЕГЭ решили оставить и спустя несколько лет совместили выпускные и вступительные экзамены совместили, чтобы избавить детей от двойной нагрузки, а руководство вузов заставляли принимать студентов по результатам нового экзамена.
Выпускные и вступительные экзамены объединили, чтобы убрать двойную нагрузку
Полноценно на ЕГЭ перешли в 2009 году. Тогда он стал обязательным. Изначально сдавали тестирование только по русскому языку, позже к ним добавили еще 10 предметов на выбор.
Те, кто выступал за введение новой системы оценивания, аргументировали это устранением коррупционной составляющей, а также тем, что благодаря этому у всех абитуриентов будут равные условия и дети из провинции смогут получить шанс учиться в крупных вузах страны.
Как показала практика, по факту же введение ЕГЭ привело к тому, что качество образования снизилось в том числе за счет того, что во время тестирования при определенной доле везения правильные ответы можно было просто угадать.