Невероятные когда-то вещи творятся в современной Финляндии. О некоторых из них рассказал журналист из этой страны Кости Хейсканен.
Самым ярким проявлением нынешнего состояния финского общества стало... эпидемиологическое. К рекордам устремилось, в частности, число заболеваний, передающихся половым путём. Врачи-инфекционисты указали на стремительную «экспансию» гонореи и хламидиоза у молодых пациентов.
Дети и студенты в Хельсинки поражены эпидемией чесотки. Невиданное количество крыс атакует город. Ранее Финляндия считалась свободной от подобных напастей.
Хейсканен, в разговоре с изданием «Царьград», указал на некоторые причины ситуации. Нынешнее правительство разрешило практически бесконтрольную миграцию, прежде всего, для запуска беженцев с Украины. Результат не замедлил себя ждать.
Меняется и «уличное» лицо некогда ультраблагополучной страны. Выросли очереди из бездомных и бедняков за бесплатной едой. В страну вернулась нелегальная проституция. Мигранты «завезли» в Финляндию этнопреступность. Её отсутствие на протяжении десятилетий было предметом гордости самих финнов и их правительств.
Ведь эта беда сначала появилась в Швеции с толпами мигрантов в 1980-х, а в 1990-х—2000-х захватила и Норвегию. Все три страны долгие годы возглавляли индексы «самых счастливых» и «самых процветающих» на Западе.
«Сыплется» в стране и экономика. Резко подскочило количество банкротств, чего не видели с девяностых. Некогда процветавшие девелопмент, гостиничная и ресторанная сферы тоже «скукоживаются».
Спад в экономике неизбежно сказывается на состоянии бюджета. Если нет денег, приходится урезать социальные траты. В стране, по словам журналиста, сокращаются социальные выплаты, сфера здравоохранения. В Финляндии появились очереди к врачам. К ним почти невозможно записаться.
Согласно данным, полученным в феврале 2024 года, экономика страны в IV квартале 2023 года сократилась на 0,4% по сравнению с III кварталом. Неутешительные данные привело статведомство Суоми.
ВВП страны в третьем квартале 2023 года снизился почти на 1%. При этом ВВП снижался два квартала подряд, а это говорит о технической рецессии. А по сравнению с IV кварталом 2022 года спад ВВП и вовсе составил 1,3%.
По оценке Danske Bank, в 2024 году ВВП страны продолжит сокращаться, примерно на полпроцента. В 2023 году по данным банка, спад ВВП Финляндии составит 1%. При этом, экономика Дании в том же году подросла почти на 2%, Норвегии на 1%, Швеции – на 0,2%.
Банк прогнозирует, что к экономическому росту хозяйство Финляндии не вернётся раньше 2025 года. Расчёт на рост связан с увеличением частного потребления, спадом инфляционных процессов, оживлением спроса на финский экспорт.
Саули Ниинистё, в начале марта 2024 года покинувший должность президента республики (трудился два срока с 2012), заметил, что в целом в Финляндии не было существенного экономического роста в течение последних 16 лет. Т.е. со времён мирового финансового кризиса 2008-2009 годов. Можно сказать, прошло несколько экономических и геополитических эпох. Но Финляндия хотя бы не имела тех проблем, которые накрыли её сегодня.
Заметим, что известный в нулевых годах норвежский писатель Эрленд Лу назвал одну из своих книг «Факты о Финляндии», где та признавалась лучшей страной в мире. И это писал человек, сам живший в стране, мало уступавшей Суоми.
Ныне же все иное, и Nokia давно подзабыта как начинавший технологический лидер чуть ли не мира в сфере связи, и Финляндия влезла в НАТО. Да и сам Лу перестал писать в лёгкой оптимистичной манере.
Возвращаясь от лирики к реалиям, вспомним, что в Финляндии на 11 марта намечена очередная масштабная забастовка работников транспорта. Она продлится две недели.
Бастовать будут работники, занятые на грузовых железнодорожных перевозках и в портах. Это парализует транспорт и экономику страны. В частности, финский экспорт.
В отдельных отраслях боятся, что забастовка может сказаться и на распределении топлива на автозаправках и аэропортах.
Первая подобная акция транспортников прошла в начале февраля. Финские работники протестуют против реформ, связанных с рынком труда. В частности, они против пенсионной реформы, сокращением пособий по безработице и выплат по больничным.
Мартовская забастовка финских транспортников мало того, что может парализовать сообщение внутри страны, так ещё и грозит убытками более чем в 300 млн евро. Примерно таким же ущербом «ознаменовалась» и забастовка в феврале.
Причинами многих сегодняшних проблем Суоми является безоговорочное присоединение к санкционной политике Запада. Это лишь немногим менее, чем экономический суицид для страны, столь тесно связанной с нашей в бизнесе.
Туристическая отрасль, столь важная для Финляндии, с трудом оправляется от краха, вызванного отсутствием туристов из России. Обрабатывающие отрасли промышленности десятилетиями были завязаны на экспорт сырья из РФ и тоже «чахнут».
Даже глава крупнейшего финского пенсионного фонда Varma Ристо Мурто вынужден был обтекаемо, но довольно честно признать:
«Фокус сместился на Запад и США. Этот переход кажется трудным для финской экономики».
В общем, можно и тут сделать выводы. Среди западных идейных либералов в закрытых клубах ещё век назад зародились «сверхглубокие» идеи о первенстве ценностей (идей и идеалов), а не благ (материального процветания).
Появление этой очередной идейной «мутации» можно проследить хотя бы по трудам небезызвестного философа Николая Бердяева после его эмиграции на одном из «философских пароходов».
Санитаров к носителям «сверхценных» идей о порочности России и необходимости уничтожения экономик ради торжества либерализма никто, понятное дело, приставлять не будет. Жаль, конечно.
Плюсом финского и шведского нейтрализма и прагматизма было то, что эти страны никогда не были (особенно финны в новейшее время) в передовых рядах «борцунов» с Россией и вообще дистанцировались от бредовых геополитических игрищ «старших товарищей».
А теперь той же Финляндии – если она под нажимом США разместит кое-что запрещённое – может «прилететь» от России такое, что и говорить и писать страшновато. Но ничего не попишешь, вы выбрали, как говорится.
Да, напоследок: отказ от строительства АЭС «Ханхикиви» — тоже глупый шаг.