Итак, что можно сказать о результатах соцсетей к 2023 году? Они забирают почти половину экранного времени мобильных устройств и на них люди тратят более четверти времени бодрствования. Такая нехитрая статистика.
Социальные сети отпраздновали юбилей: одной из первых, Facebook* 4 февраля исполнилось 20 лет. За это время такие гиганты как тот же FB* (Facebook и Instagram* бренды компании Meta, признанной в РФ экстремистской, заблокированы в России), X (Twitter) или «ВКонтакте» прошли колоссальный путь, на наших глазах изменившись сами и изменив мир. Британское издание Economist попыталось рассмотреть основные вехи пути соцсетей как явления XXI века.
Онлайн-площадки от Facebook до Telegram и WhatsApp имеют серьёзную «нагрузку»: они развлекают нас, помогают нам и даже являются полем для общественно-значимых дискуссий. Тем самым социальные платформы являются пусковой площадкой для запуска любых политических кампаний.
Однако издание делает вывод и бьёт тревогу к 2024 году социальные платформы становятся всё менее «социальными». Что имеет в виду Economist? Ваше цифровое окружение в соцсети, будь то X или «ВКонтакте» является вашим отражением в той или иной степени. На любой цифровой площадке работает эффект зеркала или «эхо камеры». Прежде всего мы видим то, что «излучаем» сами.
Мы подбираем себе окружение, стараясь избежать психологических травм от столкновения с противоположными точками зрения. А это и делает социальные сети менее социальными. Мы просто не узнаем, что творится в других «секторах реальности».
Рекомендательные сервисы и ИИ развили этот эффект до невероятных масштабов. Если некто посмотрел видео с самолётами, горными озёрами или милыми детьми, будьте уверены: ему будут предлагаться страницы, видео и иной контент именно на эти темы, или связанный с ними.
Другой причиной «окукливания» людей и групп в соцсетях явно стали как разного рода публичные кампании с их непримиримой стилистикой, так и цензура, которая последовала за ними. Люди устают от оголтелой критики, «наездов» врагов и уходят с открытых платформ в закрытые чаты Viber, Telegram и WhatsApp. C 2020 года доля американцев, которым нравится писать в интернете о своей частной жизни, упала с 40 до 28%.
А что поделаешь, когда тебя за твой «образ жизни» могут затравить сумасшедшие расисты, экологисты или сторонники «гендерного равноправия»? Парадоксальным образом средство, призванное распространить терпимость к Другому само стало инструментом нетерпимости и конфликтов.
Уход из открытых платформ в закрытые (прежде всего мессенджеры) порождает свои эффекты. Отчаянного нациста или любителя издеваться над животными (такие попадаются и по сей день, хотя всё реже) в интернете могли урезонить другие пользователи. А то и просигнализировать власти о нарушении прав и законов. А как прикажете контролировать общественности закрытые чаты в мессенджерах?
На платформах вроде FB или «Твиттера» само руководство могло заблокировать тот или иной пост. В «чатиках» сделать это куда сложнее. Впрочем, те или иные виды цензуры – палка о двух концах. Её мы тоже обсудим ниже.
Фейки разного рода, фальшивые сообщения, постановочные видео и даже цифровые двойники звезд во второй половине нулевых – начале двадцатых годов также сказали своё веское слово в падении популярности больших соцсетевых платформ.
Искусственный интеллект может сгенерировать на основе открытых видео тысячи роликов с обнажённой Тэйлор Свифт и нам будет сложно отличить её голос и изображение от реальных. Подобные скандалы всё больше открывают глаза людей на темную строну интернет-«Зазеркалья».
Развлекательная же сторона интернета все более вытесняет из соцсетей реальные новости о реальных проблемах, которые помогают людям определиться в мире политических бурь и экономических водоворотов. Сегодня всего 19% пользователей сетей в мире делятся ежедневно новостями, тогда как в 2018 году их было 26%. Это тоже плохой показатель, говорящий об угасании социальных сетей.
А от себя добавим следующее. Интернет создавался во многом людьми практически анархистских взглядов на процесс общения. Общаться можно почти с кем угодно и о чём угодно. Недобросовестное использование таких принципов привело в интернет государство с его ограничениями и цензурой. Это не только «Великий китайский файрволл» в Китае или «законы Яровой» в России.
В Германии ограничения начались с попыток защитить авторское право, но дошли до того, что провайдеры одно время имели право знать, что конкретный пользователь смотрит или скачивает. А буквально на днях пришла новость из Нидерландов: власти этой одной из либеральнейших стран Европы намерены отказаться от Facebook. Причиной стало отсутствие достаточных гарантий безопасности данных пользователей со стороны платформы, отмечает газета Telegraaf.
Мало кто сомневается, что криминалу, педофилии, политическому экстремизму и иным темным явлениям социума не место на виртуальной «городской площади». Другое дело, что плохо когда другого места для обсуждения актуальных проблем, затрагивающих интересы множеств и множеств граждан, не остаётся. Интернет – это в том числе инструмент влияния, но его влияние снижается.