Со стороны порой бывает довольно занятно наблюдать, как рушатся концепты, которыми в разных вариантах и концентрациях пичкали весь российский народ более четверти века. Вот, например, глобализация. Уж сколько нам ни пели и западные, да и наши элиты про её блага в девяностых-нулевых годах, а оказывается, что сегодня мы сталкиваемся с её тёмными сторонами.
Очень наглядно всё это просматривается на примере сложных технологических отраслей, где ранее считалось, что международная кооперация – просто альфа и омега разом. Речь об авиации и авиастроении.
Санкции против авиации России были введены Западом более двух с половиной лет назад, в первые дни спецоперации наУкраине. Были запрещены продажа самолётов и запчастей к ним. Также попало под «бан» техническое обслуживание и поддержка самолётов Boeing, Airbus и Bombardier, которые числились в парках авиакомпаний России, напоминает издание dikGazete (Турция).
Считается, что после событий 2022 года России довелось потерять до одной десятой части своего авиапарка из-за санкционного давления недружественных государств. Часть машин были перегнаны из страны, другая – присвоена зарубежными авиапредприятиями.
Нашему транспортному руководству пришлось принять ответные меры. Были куплены и национализированы почти шесть с половиной сотен крылатых машин для гражданской авиации. Несколько сотен – магистральные самолёты для регулярных внутрироссийских рейсов.
Ещё примерно полторы сотни – наши «Суперджеты» S-100, которые сейчас используются на международных линиях ближней и средней протяженности. С «Суперджетом» нет проблем, так как он производится нами и не является подсанкционной машиной.
Можно только в очередной раз похвалить тех, кто ещё в 2000 году принял решение его создать: первая постсоветская пассажирская разработка России оказалась своевременной и нужной. Несмотря на всю критику от «западников» самого самолёта, России, и всего мироздания, что даёт нашей стране независимо развиваться.
Ещё одной хитростью, на которую пошла наша страна ради сохранения авиационной отрасли, было определение тех, кто может заниматься техобслуживанием и ремонтом самолётов западных машин. Это право дали всем тем компаниям, у которых есть соответствующая лицензия по виду деятельности. А не только официальным представителям «Боингов» и «Эрбасов».
Так и получилось, что сейчас в России летает сейчас до 1100 самолётов разного происхождения. Санкции, чьей целью было затруднение полётов людей и транспортировки грузов по нашей огромной стране, де-факто провалились. О чём в мае 2024-го была вынуждена констатировать немецкая Die Welt:
«Гражданский авиатранспорт России продолжает работать, ключевые санкции Запада не возымели действия».
Но в чём была «сверхзадача» западного давления? Не было ли это одной из попыток разорвать связность нашей большой России и развалить нас в целом? Понятно, что попытка оказалась по-своему наивной, но всё же, всё же...
Первой страной в мире, испытавшей на себе мощь гнева Запада в авиационной сфере, стал Иран. Обиженный на исламскую революцию мировой гегемон ввёл санкции против этой страны ещё в конце 1970 годов.
Теперь в Иране порядка четырёхсот самолётов, их средний возраст – 35-40 лет и выше. Половина парка простаивает, машины изношены. С них регулярно снимают запчасти для установки на ещё работающие самолёты. Тегерану приходится в этом плане нелегко: «окольными» путями, через Африку и прочие места, страна ввозит полулегально списанные в других странах самолёты.
Даже в отношении Ирана такие санкции западных стран не подействовали до конца. С Россией же Запад просчитался дважды: он забыл об эффекте масштаба. Выключить страну из мировой авиационной отрасли нереально.
Только с мая 2022 по июнь 2023 года нашим компаниям было поставлено оборудования на 1,2 млрд долл. Посредниками в такой бойкой торговле является третьи страны, которым западные санкции, что божья роса или почти так: Китай, Иордания, Киргизия, Таджикистан, Турция, Индия и Монголия.
Главный минус для России в этом процессе: «окольные» пути по приобретению авиадеталей требуют большего времени, растут периоды между техобслуживанием самолётов.
Потому наши компании научились и здесь работать на упреждение. Закупки деталей ведутся заблаговременно. Некоторые эксплуатанты покупают на полгода вперёд.
Так что многие западные недоброжелатели и их союзники могут сделать неприятные выводы: Россия выкрутилась. Создан пул поставщиков их Азии, гораздо больше того, на который рассчитывали те, кто вводил санкции.
Россия вновь учит врагов, помешанных на идеях: в этом мире, если ты готов платить, ты сумеешь добиться своего. А вдвойне, если ты – огромная страна с колоссальными ресурсами, нужными десяткам государств мира.
Здесь мы вновь подходим к главной идее. Глобализация в десятых годах показала свои мрачные стороны. Глобальное информационное пространство привело к рискам утраты своей культуры целыми государствами.
А всемирная кооперация привела к тому, что некогда великую страну могут свернуть в бараний рог, если у неё нет нужных компонентов, деталей или просто денег. Ну или хотя бы попытаться.
Образно говоря: Китай как сборочная площадка держит Америку и её производителей за причинное место, та Китай – за горло. Ну кому нынче такое нужно, когда понятно, что – развод?
Ведь не секрет, что тяжелейший упадок советской авиастроительной отрасли, полностью обеспечивавшей себя и соцстраны конкурентоспособными лайнерами, был в том числе и предметом негласных договорённостей из девяностых годов. Мы сдали свой рынок «Боингам» и «Эрбасам». Что взамен?
Сейчас Россия осмысляет многие процессы в совершенно ином, верном ключе. Не просто так Путин заметил на ВЭФ-2024, завершающемся сегодня во Владивостоке:
«России придётся развивать экономику страны на своих технологических решениях и высококвалифицированных кадрах».
Надеемся, что именно так и будет. Даже Китай не может помочь России всем и во всем.
Потому нас ждёт возвращение Ту-204/214, Ил-114; приход МС-21, дальнейшее развитие универсального «Суперджета», ввод в эксплуатацию для местных линий «Байкала» - сменщика легендарной «Аннушки» (та летает с 1947 года!).
А по-иному никак. Россия – великая авиационная держава, она должна напомнить себе и миру об этом. Если не лётной романтики ради, то хотя бы для стабильного экономического развития и связности страны.