Статьи06.02.2024 - 15:58

Йеменские хуситы показали США, что «в эту игру» можно «играть» вдвоем

В последнее время йеменские хуситы у всех на слуху. Они успешно держат блокаду в Красном море несмотря на усилия Штатов и их партнеров по НАТО. Кто такие хуситы, каким образом им удается побеждать НАТО во главе с США и как у них получается менять мировую торговлю. Об этом в нашем новом материале.

Фото:

Кто такие эти хуситы?

К хуситам относят членов движения «Ансар Алла». Это мусульмане-шииты, исповедующие зейдитский мазхаб, которая является одной из правых школ в исламе. Традиционно они живут на севере Йемена. Считается, что их численность составляет порядка десяти миллионов человек. По сути, это треть населения всей страны.

 

 

Хуситы считают, что Коран не допускает толкований и содержит все необходимое для устройства мусульманского общества. При этом они полагают, что главой мусульман может быть любой, а не только потомок Али ибн Абу Талиба.

Нужно отметить, что хуситы защищают свое религиозное учение от суннизма, а свою страну — от внешней агрессии.

 

 

Движение «Ансар Алла» получило второе название – хуситы – в честь ее экс-руководителя Хусейна аль-Хуси. Он был убит йеменской армией ещё в 2004 году. У руля организации встал его брат Абдель-Малик аль-Хуси. В 2015 году хуситы захватили столицу Йемена Сану и создали Революционный совет. С этого момента они фактически являются правящей организацией в стране.

На эмблеме хуситов написано: «Аллах велик, смерть Америке, смерть Израилю, проклятие иудеям, победа за исламом». Принято считать, что хуситов поддерживают Иран и ливанская «Хезболла». Тегеран не признает свою связь с хуситами, но в действительности, скорее всего, стоит за ними, как и за «Хезболлой».

 

Для Ирана эти движения выступают своего «приводными ремнями» в реализации своей внешней политики на Ближнем Востоке. Их Тегеран накачивает деньгами и оружием, которые у них есть в избытке. А иначе, откуда бы они разжились такими ресурсами?

 

Как хуситы побеждают НАТО

До осени прошлого года о хуситах в мире было мало слышно, а судоходство в Красном море считалось безопасным. Все изменилось в октябре 2023 года. Именно тогда палестинское движение «ХАМАС», поддерживаемое Тегераном, напало на Израиль, а Тель-Авив в ответ развернул военную операцию в секторе Газа. Хуситы, идущие в фарватере политики Ирана, объявили Израилю войну.

Лидер хуситов Ансарулла Абдул-Малик аль-Хуси возложил на США ответственность за бомбардировки сектора Газа израильскими военными. С его подачи боевики пригрозили, что будут нападать на суда, связанные с Израилем. Уже в ноябре они смогли захватить панамское судно Galaxy Leader, принадлежащее израильскому бизнесмену Аврааму Унгару.

В ответ Штаты протрубили на весь мир о создании «максимально широкой» морской коалиции для защиты судоходства в Красном море. В регион прибыли корабли ВМС США, Великобритании и Франции. Уже 10 января хуситы выпустили ракеты и дроны по военным кораблям США и Великобритании, конвоировавшим гражданские суда. Военным пришлось задействовать авиацию.

Реакция Совет Безопасности ООН не заставила себя ждать. Им была одобрена резолюция, требующая от хуситов прекращения нападений на торговые корабли. В результате США и союзники по НАТО получили законный повод для нанесения ракетных ударов по Йемену.

В ночь на 12 января США при поддержке Великобритании нанесли массированный удар по объектам хуситов в Йемене. По данным командования ВВС США на Ближнем Востоке, военные выполнили свыше 60 ударов по 16 объектам в Йемене. Речь идет о командных пунктах, складах боеприпасов, пусковых установках, производственных мощностях и радарах ПВО. Всего ВВС использовали более 100 высокоточных боеприпасов различных типов.

 

 

По мнению политолога Алексея Наумова, с помощью данной операции Штаты пытаются достичь сразу нескольких целей. Во-первых, им нужна бесперебойная работа транспортной артерии в Красном море. Вторая цель — сохранение собственной господства, роли эдакого мирового полицейского.

«С точки зрения США, любое поддержание мирового порядка должно ложиться на американские плечи», - пояснил эксперт.

Также он полагает, что Вашингтон этим пытается запугивать своих противников на фоне конфликта в секторе Газа.

«Это устрашение также Ирана и его союзников, готовых открыть второй фронт против Израиля», - подчеркнул Наумов.

 

 

Однако хуситы продолжают гнуть свою линию. Всего они задействовали более 200 дронов и свыше 50 ракет для атак в Красном море. Аль-Хуси пообещал продолжать атаки, пока Тель-Авив не перестанет бомбить Палестину.

Атаки хуситов в Красном море свидетельствуют, насколько слаба в определенных условиях сегодня хваленая штатовская армия, которая считается самой боеспособной в мире, и в целом войска НАТО, которые косвенно их поддерживают.

На днях Центральное командование ВС США заявило, что йеменские хуситы выпустили в Красном море по кораблю под американским флагом «Детройт» три баллистические ракеты. Правда, повреждений не было, поскольку ракеты удалось перехватить. Но сам факт, что хуситы атаковали американский корабль, показателен.

 

Хуситы меняют мировую торговлю

Уже на следующий день после атаки хуситами американского корабля глава египетского администрации Суэцкого канала Усама Рабие заявил, что доходы канала от морской торговли в январе этого года рухнули на 44 процента по сравнению с аналогичным периодом 2023 года. К слову, Суэцкий канал является самым коротким морским путем между Европой и Азией, а через Красное море движется свыше 10 процентов всей мировой торговли.

Последствием конфликта у побережья Йемена стал тот факт, что с конца декабря 2023 года мировые цены на перевозки по морю взлетели в 2,5 раза. Дело в том, что повышают расценки на свои услуги и страховые фирмы, без участия которых перевозчики не могут осуществлять свою деятельность. Серьёзно подскочила и стоимость фрахта. Так, к середине января ставки на контейнерные перевозки повысились в 5 раз в сравнении с декабрьскими тарифами.

Кроме того, цены постоянно поднимаются, т.к. наблюдаются пессимистичные ожидания рынка. Сегодня никто не знает, когда закончится вмешательство хуситов в морские перевозки и военный конфликт на Ближнем Востоке в целом. Поскольку логистика составляет существенную роль в ценообразовании товаров, почувствовать на себе последствия этого локального конфликта сможет большая часть населения планеты. Прежде всего, жители Китая и Европы.

Дело в том, что ЕС и КНР являются друг для друга важнейшими торговыми партнерами. При этом большая часть их логистических цепочек касается судоходства в Красном море. Морской путь из голландского Роттердама до южных портов Китая на сегодня один из самых распространённых в мировом судоходстве маршрутов. Через Суэцкий канал он составляет 10 тысяч морских миль и преодолевается за 21—24 дня. А до Шанхая — на несколько дней дольше.

 

Однако, если плыть через мыс Доброй Надежды, расположенный в ЮАР, то путь будет на треть длиннее, а время доставки грузов с учетом дополнительных остановок и дозаправок увеличится на 8—10 дней. Выходит, что безопасный морской маршрут становится более дорогим.  В итоге стоимость перевозки контейнеров по морю подскочила для всего мира. А больше всего — для европейцев. Перевозка одного контейнера из Шанхая в Роттердам поднялась в цене в 4—5 раз.

В целом, можно констатировать, что американская армия и их союзники по НАТО встретили мощное сопротивление со стороны хуситов и примкнувших к ним ряда движений, которые хотят освободить свой регион от влияния США. Показательно, что лидер йеменского движения Ансарулла Абдул-Малик аль-Хуси возложил ответственность на Вашингтон за то, что Тель-Авив продолжает агрессию в отношении Газы. Ситуация настолько усложнилась, что страховые компании отказались обслуживать суда из Штатов и Израиля. Теперь Вашингтону и его союзникам по НАТО пора хорошенько поразмыслить, куда они вляпались и стоит ли им дальше пытаться доминировать на Ближнем Востоке и поддерживать Израиль в его борьбе с «ХАМАС». 

Реклама