Время ожидания наступило для жителей стран Балтии. В последний день октября дан старт обратному отсчету 100-дневному периоду, по истечении которого регионы ждет отключение от российского БРЭЛЛ. Правящая элита Литвы, Латвии и Эстонии ликует, а простой народ готовится еще туже затянуть свои пояса.
100, 99, 98... Это символические часы, установленные 31 октября в вильнюсском энергетическом музее, отсчитывают оставшиеся дни до начала нового этапа в жизни прибалтов. 7 февраля три страны отключатся от российского энергокольца БРЭЛЛ — цель, к которой, по мнению ряда чиновников, Прибалтика всегда стремилась.
«Мы разорвём последнюю цепь, связывающую нас с Москвой, — причём не только в энергетике, но и вообще! 8 февраля Литва, Латвия и Эстония выйдут на испытания, когда все три страны вместе будут работать в режиме закрытого острова. Это значит, что вместе нам придётся и поддерживать свою частоту, и обеспечивать производство энергии», — анонсировал министр энергетики Литвы Дайнюс Крейвис.
Радость своего коллеги разделяет и министр энергетики Латвии Каспарс Мелнис. Он считает дату разрыва связей с Кремлем «поворотным моментом», достичь которого удалось только благодаря балтийскому единству, а впереди всех прибалтов ждет светлое европейское будущее.
В дуэт двух министров вступает и третий голос — Ингриды Шимоните, латвийского премьер-министра и ярой защитницы ценностей западного мира. Она называет Россию «неприятным партнером» и призывает народ разделить их радость наступления новой вехи в жизни стран Балтии.
Но простой народ радости от «энергетической евроинтеграции» вовсе не испытывает. Литовцы, например, до сих пор помнят то, как на их кошельках сказался двухдневный эксперимент с полным отключением от коммерческой электроэнергии, поступающей к ним в дома из России. Это было весной 2021 года: поставки велись не через БРЭЛЛ (электрическое кольцо Белоруссии, России, Эстонии, Латвии и Литвы), а из Польши и Швеции. Уже тогда цены на это благо цивилизации взлетели на 8,5%.
Дальше — больше: уже через полгода, когда наступили холода, стоимость электроэнергии взмыла до рекордных отметок и превысила 1000 евро МВт/ч. Еще три года назад не вызвал сомнений тот факт, что при подобном росте цен на электроэнергию экономике трех стран будет нанесен значительный урон, а в число пострадавших от разрыва связей с БРЭЛЛ войдут и бизнес, и население.
Прогнозам экономистов чиновники не вняли и продолжали гнуть свою линию. В результате в конце лета текущего года средняя цена за электроэнергию в странах Балтии в 65 раз была выше тарифов в Финляндии. Причин такого значительного разрыва несколько:
«Во-первых, Финляндия имеет более развитую инфраструктуру для производства электроэнергии, включая атомные электростанции и значительные инвестиции в возобновляемые источники энергии. Во-вторых, ограничена пропускная способность межсетевых соединений между этими регионами», — объясняет член Межсессионной финансовой консультативной группы (IFAG) IOC UNESCO Вадим Петров.
По мнению эксперта, сотрудничество стран Балтии с Финляндией и Польшей вполне жизнеспособная идея, но только в том случае, если покупатель готов к колебаниям тарифов и не грезит о том, что в один прекрасный момент сорвет джекпот в виде аппетитных цен на электроэнергию.
«Как же хорошо быть недалеким. Электричество как покупали у России, так и будем покупать. Вспомните, что было с газом и топливом. От того, что это приходит через посредников, оно не становится менее российским. Только дорожает», — напоминает Владимир Ш.
О том, что свет в домах прибалтов станет дорогим удовольствием, местные власти предупредили заранее, но речи о том, чтобы пойти на попятную ни в одном заявлении чиновников не прозвучало.
«Радости никакой. Электричество уже очень дорогое. Нам, пенсионерам, уже сейчас тяжело, хоть и экономим, а будет вообще кошмар наяву», — пишет на одном из местных порталов Elena I. из Клайпеды.
С 8 февраля, на следующий день после отключения от энергокольца БРЭЛЛ, страны Балтии планируют стать частью энергосистемы ЕС. С этого момента для латышей, литовцев и эстонцев начнется новая, европейская жизнь с европейскими ценами.