Метрополитен — один из самых эффективных видов транспорта в мегаполисе. Представьте: каждый день в московское метро спускаются около семи миллионов человек. И гигантские массы людей перемещаются быстро, с комфортном и безопасно. Это настоящая городская магия. Вместе с тем подземка таит в себе массу скрытых и неочевидных опасностей. В частности, неделей ранее на «красной» ветке метро машинисту состава стало плохо, когда поезд стоял на платформе. И сотрудникам метро вместе с пассажирами пришлось буквально взламывать двери его кабины. Если бы не грамотные превентивные меры и чёткая работа сотрудников и автоматики, новости о трагических ЧП появлялись бы чаще. Но, к счастью, в подземке многие вещи продуманы до мелочей. Рассказываем, как именно работает система безопасности подземного транспорта в Москве и не только.
Метро начинается непосредственно со спуска под землю. Благодаря эскалаторам это происходит быстро и легко. Однако во избежание несчастных случаев и травм прописан целый свод правил поведения — конкретно здесь это главная и наиболее эффективная мера.
Спускаться нужно стоя лицом по направлению движения, при этом обязательно держаться за поручень и не прикасаться к неподвижным боковым частям. Если с вами маленькие дети — их следует взять за руку. Или на руки.
На случай, если кто-либо упадёт на эскалаторе, или в механизм попадут вещи, существует ручка «Стоп»: найти её можно на балюстраде. После остановки механизма нужно обратиться к дежурному. Во всех остальных случаях нужно внимательно слушать инструкции по громкой связи.
После спуска пассажир попадает на платформу — самую опасную территорию в метро. И дело не только в том, что можно случайно столкнуть кого-то на железнодорожные пути или самому оказаться на них: метро — это закрытая подземная система, где могут скапливаться газы или образовываться задымления. На этот случай каждая станция (и все пути) оборудованы сложной сетью газоаналитических датчиков. Они контролируют температуру воздуха и состав газов и паров. В случае опасности система активирует дополнительные вентиляционные вытяжки, пока воздух не придёт в норму.
Вернёмся к распространённой фобии — боязни не удержаться на платформе и упасть на рельсы. Поскольку в мировой практике такой поворот событий — далеко не редкость, в разных странах давно и активно разрабатывают системы безопасности при падении пассажиров на пути. Так, на некоторых станциях установлены специальные перегородки, которые отделяют платформу от туннеля. Это наиболее эффективный способ. Что касается менее очевидных и более современных средств, то одним из наиболее популярных в инженерной среде способов — особые радарные передатчики. Они установлены на стенах над железнодорожными путями. Если датчик обнаруживает, что на путях находится что-то или кто-то, кому там быть не положено, включается тревога, а в подъезжающих поездах автоматически срабатывает плавный тормоз за 10 метров до станции.
В менее продвинутых метрополитенах вместо автоматики загорается красный семафор, предупреждающий машиниста о том, что кто-то попал на пути, за несколько сотен метров до станции.
В цифровом мире стоит быть готовым к тому, что каждый шаг на улицах мегаполиса сопровождается взором десятков, а то и сотен камер. В метрополитене ситуация ещё круче: каждый пассажир, спускающийся в метро, сразу оказывается под абсолютным наблюдением. Камеры привязаны к серверу нейросетью, которая автоматически может распознавать лица, вычленяя подозреваемых и разыскиваемых, и при этом исключается человеческий фактор: искусственный интеллект гораздо эффективнее может распознавать конкретное лицо или действие даже в плотной толпе людей.
Каждый поезд в метро снабжён беспроводными средствами связи и бортового видеонаблюдения. Одновременно с возможностью видеть обстановку внутри вагонов, диспетчер в реальном времени может оценивать состояние машиниста, управляющего составом. Любая нештатная ситуация мгновенно провоцирует протокол действий, исключающий несчастный случай или аварию.
В метро Москвы работает многоступенчатая система безопасности движения, исключающая любой риск движения поездов без контроля. Если машинист потеряет сознание, система остановит поезд и передаст сигнал диспетчеру.
При превышении скорости система даст команду поезду остановиться. В случае прохода запрещающего сигнала (светофоры установлены на многочисленных секторах пути) будет применён автостоп. Бояться любой проблемы с самочувствием машиниста – не стоит. Всё продумано.
В каждом вагоне есть пост срочной связи с машинистом, а в современных вагонах — блоки усиления и управления. Это помогает сотрудникам метро оперативно реагировать на любые обстоятельства.
Все станции метро снабжены двумя типами металлоискателей: рамками на входе и ручными, для более тщательного досмотра. Устройства помогают мгновенно отреагировать на наличие у пассажира пистолета, ножа или взрывчатых веществ. Касаемо последних — на них также реагируют и особые детекторы радиоактивного излучения. В случае, если человек решит пронести что-либо опасное в подземку, его тут же остановят и досмотрят.
Кроме того, в метрополитенах огромного числа городов работают кинологи с обученными собаками. Так, в одном только московском метро работает подразделение из 70 служебных собак. Это лабрадоры, немецкие овчарки и спаниели.