Белоруссия вступила в Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС): вполне ожидаемое и на первый взгляд не особо примечательное событие. Но, если докопаться до сути, расширение ШОС – это своего рода знак, или, если хотите, предостережение Западу, которое явно не стоит игнорировать. Тем более что в случае с Белоруссией на самом деле не обошлось без пресловутой «руки Кремля».
Встреча за встречей
Астана довольно серьезно подошла к вопросу подготовки к саммиту ШОС, который прошел здесь 3 июля. В столице Казахстана на каждом третьем-четвертом перекрестке были выставлены БРДМ и БТР, оснащенные крупнокалиберными пулеметами. Понимая, что сюда в скором времени слетятся лидеры десяти государств, председатель Шанхайской организации сотрудничества позаботился о том, чтобы безопасность была на высшем уровне.
В преддверии Дня столицы и проведения саммита ШОС в Астане был запущен салют
Особое оживление у присутствовавшей в эти дни в Астане прессы по понятным причинам вызывала персона Владимира Путина.
У президента РФ была насыщенная программа. За день до саммита глава государства провел ряд встреч со своими коллегами из других стран, как говорится, на полях.
Сначала с президентом Монголии Владимир Путин обсудил стратегически важный проект – строительство железной дороги, которая пройдет через восточную Монголию и свяжет Дальний Восток России и КНР.
После состоялся обстоятельный разговор Путина и президента Азербайджана Ильхама Алиева. О чем говорили – неизвестно. Но есть предположение, что речь шла о возможной поставке из Азербайджана через Украину в Евросоюз природного газа. Который, по большей части, является российским.
Тема бартера текстиля и кожи на газ была главной во время встречи Владимира Путина и премьер-министра Пакистана Шехбазома Шарифова.
Встреча Владимира Путина и Си Цзиньпина
С президентом Турции Реджепом Эрдоганом Путин пообщался на тему строительства АЭС «Аккую», а также роста товарооборота между странами и возведения второй АЭС в Синопе.
С Си Цзиньпином – председателем КНР – президент РФ говорил вне поля зрения камер.
К прилетевшему на саммит в качестве наблюдателя президенту Белоруссии Александру Лукашенко тоже было особое внимание. С Путиным он разве что парой слов перекинулся. Все потому, что самое важное было впереди.
Плюс один
Лукашенко еще пару лет назад постучал в двери ШОС, но на тот момент принять нового члена в организацию не было возможности, поскольку Белоруссия «не пролезала» в эту самую дверь по ряду параметров.
С этой несостыковкой братья-белорусы в итоге справились. И вот до начала июльского саммита ШОС в Астане прошел слух о том, что Лукашенко, который приедет на мероприятие, вернется оттуда уже в статусе члена ШОС.
Александр Лукашенко
Президент председательствующего Казахстана Касым-Жомарт Токаев поприветствовал Александра Лукашенко на саммите и особо подчеркнул, что Белоруссия сумела выполнить все необходимые процедуры для вступления в ШОС за очень короткий промежуток времени.
Однако для того, чтобы историческое решение о присоединении Белоруссии все же было принято, пришлось немного изменить формат мероприятия. Как оказалось впоследствии, это было сделано с подачи Владимира Путина. В этот раз саммит начался не с обсуждения повестки, а с подписания документов о принятии десятого участника в стройные ряды членов Шанхайского сотрудничества.
Эта перестановка лишь со стороны кажется несущественной, однако на деле ее значение велико. Ведь после данной процедуры Белоруссия села за стол саммита уже как полноправный участник сотрудничества, а не просто наблюдатель. И, конечно же, у братской страны появилось право на голос.
Остальные члены ШОС поприветствовали десятого члена сотрудничества бурными аплодисментами.
Что это даст и кому?
Определенно, членство Минска в Шанхайской теперь уже десятке выгодно как самому союзному государству, так и России. Неспроста еще до начала мероприятия вице-премьер Алексей Оверчук отметил, что развитие Белоруссии является одной из приоритетных задач Москвы.
Александр Лукашенко прибыл в Астану на саммит ШОС
Директор Института политических исследований Сергей Марков придерживается такого же мнения. Он напомнил о том, что изначально ШОС создавалась для защиты от афганских радикальных исламистов и от межгосударственных конфликтов, которые регулярно возникают в центрально-азиатских странах.
Но со временем значение ШОС стало расти, как и ее привлекательность, поскольку среди участников организации нет американцев и их подельников. Кроме того, в настоящий момент Шанхайская организация сотрудничества является единственной крупной структурой международного уровня со штаб-квартирой в Китае.
Вступление в ШОС Белоруссии значительно укрепит позиции Российской Федерации в организации, ведь теперь у нашей страны на данной площадке есть еще «плюс один» голос при принятии участниками решений.
«В будущем это может помочь в деле продвижения общей для Москвы и Минска повестки в рамках ШОС, - поделился мнением ведущий научный сотрудник ИНИОН РАН Максим Вилисов. – Разумеется, многое будет зависеть от самого вопроса. Альянсы внутри ШОС могут возникать и распадаться, так что все довольно условно. Организация диктует свои правила игры, а потому не стоит думать, что вступление Белоруссии станет козырем в рукаве России. Тут многое зависит в первую очередь от стратегического диалога с Китаем».
Александр Лукашенко подписывает договор о вступлении в ШОС
Член Совета при президенте РФ по международным отношениям Богдан Безпалько уверен, что для Минска членство в ШОС – это в первую очередь имиджевая история. Россия же просто поддерживает своего самого ближайшего союзника.
«Для Российской Федерации не играет большую роль факт наличия в рядах ШОС Белоруссии, - поделился своим мнением Безпалько. – Ни в экономическом, ни в политическом плане это не внесет для нас каких-то существенных изменений. На ШОС надо смотреть в целом, поскольку данная организация стала альтернативой ЕС, большой семерке, НАТО и им подобным».
И, если новый участник ШОС – Минск – вряд ли сможет как-то серьезно повлиять на организацию и привнести в нее что-то свое, то с другой стороны сама Шанхайская десятка от «прибавки» получила серьезную выгоду, так как произошло ее расширение до восточно-европейских государств, что, без сомнения, значительно повысило статус организации и прибавило ей политический вес на международной арене.