Не редки случаи, когда детей не просто пускают в кабину самолета в обход всех правил, но и даже дают им порулить. Обычно это не несет за собой никаких последствий, так как лайнер управляется автопилотом, да и второй пилот следит, чтобы в кабине был порядок. Но это касается современных самолетов, оснащенных специальными технологиями, которые делают работу экипажа и работу самолета максимально безопасными. К сожалению, этого нельзя было сказать о рейсе SU593, который потерпел трагическое крушение под Междуреченском… Читайте далее об этой трагедии, а также о том, какую роль в ней сыграл ребенок.
Ничто в этот вечер не предвещало беды. Airbus A310-308 совершил вылет из столичной воздушной гавани Шереметьево в 20:39. На борту находилось 12 членов экипажа и 63 пассажира, почти все – россияне. Это был широкофюзеляжный самолет, относительно новый: всего около трех лет со дня выпуска.
Рейсу SU593 предстояло выполнить маршрут в направлении из Москвы в Гонконг. Самолет взлетел и спокойно набрал нужную высоту в 10100 метров. Однако спустя 4 часа после взлета, уже в 00:56 23 марта, лайнер вдруг стал резко падать (на профессиональном языке то звучит как «терять высоту»), а в какой-то момент пропал с экранов радаров.
Разбившийся самолет за год до катастрофы. Фото: Michel Gilliand / Airliners
В считанные минуты удалось вычислить, что самолет рухнул неподалеку от Междуреченска (небольшой городок в Кемеровской области).
Что это было – никто сперва и не понял. Полное состояние растерянности: новейший лайнер, опытный экипаж, никаких учений в районе падения не проводилось, терактов не ожидалось. Перебирали все возможные версии, вплоть до того, что лайнер по чудовищному совпадению мог столкнуться с метеозондом и получить большие разрушения, в том числе связанные с управлением и самолета.
Надежда была на черные ящики, но их нашли только через две недели после крушения. Расшифровав их, эксперты впали в ступор, поняв истинную причину, которая привела к катастрофе.
Итак, после расшифровки ящиков стала понятна хронология событий той трагической ночи. Примерно до 00:30 полет проходил в штатном порядке. Ответственность за управление была возложена на резервного КВС (командир воздушного судна) – 39-летнего Ярослава Кудринского, на счету которого налет порядка 8940 часов, из которых 907 он отработал на Airbus A310.
Командир судна, 40-летний Андрей Данилов (опыт 9675 часов из которых 950 – на A310), был в этот момент в пассажирском салоне, где отдыхал. Второй пилот, 33-летний Игорь Пискарев (5885 часов, из которых 440 отработал на A310), находился в кабине.
На месте крушения самолета под Междуреченском. Фото: Bureau of Aircraft Accidents Archives
По звукам эксперты определили, что в 00:40 в кабину входят Данилов и … дети Кудринского, которые тоже летели этим рейсом: 13-летняя Яна и 15-летний Эльдар. Прошло примерно три минуты после того, как они зашли. Резервный КВС без проблем уходит со своего рабочего места, но при этом второму пилоту управление не передает, так как находится в полной уверенности в том, что «все за него сделает» автопилот.
Итак, кресло главного пилота освобождается, и в него поочередно начинают садиться дети Кудринского. Как позднее заявят эксперты, подобная дозволенность стала грубейшим нарушением правил. Причем, было нарушено сразу несколько пунктов. Однако, как покажет время, это были только цветочки. Расскажем по минутам, что происходило далее.
00:47
Резервный КВС обращается к своей дочке и произносит следующее:
«Ну что, Яна, будешь пилотировать? Держись за штурвал, держись».
Это был необдуманный поступок пилота, который следующие несколько минут показывал дочке на практике, как как управлять самолетом.
Реконструкция событий, когда за штурвалом сидела девочка Яна
00:51
Яна уходит с кресла пилота, и на ее место присаживается Эльдар. Как и сестре, папа ему показывает, как работает так называемый «задатчик курса».
00:54
15-летний мальчик просит, чтобы ему разрешили «порулить», то есть, буквально покрутить штурвал. Кудринский был не против, и стал консультировать ребенка, словно за штурвалом сидел практикант, который, как минимум, знает смысл терминологии пилотов.
«Так, смотри за землей, куда будешь крутить. Поехали влево, влево крути!», - сказал Эльдару отец.
После этого, ничего не подозревающий подросток сначала легонько отклоняет штурвал влево – и лайнер идет на несущественный крен, поле чего автопилот пытается скорректировать курс, вернув его в норму. Дальше действия Кудринского не совсем понятны: он манипулирует тем самым задатчиком курса, пытаясь помочь сманеврировать. В итоге происходило что-то непонятное: словно на тренажере, а не за штурвалом реального самолета с людьми, ребенок и автопилот стали «бороться» друг с другом. Самолет вел себя соответствующе: кренился в разных направлениях.
Семья Кудринских
Второй пилот помогал, который, судя по всему, подстраховывал от слишком резких движений штурвала, за которым сидел Эльдар. Все это создало необратимую ситуацию, при которой эти хаотичные движения оказали серьезное давление на штурвал, в результате чего произошло автоматическое отключение автопилота от управления креном.
А где же был в этот момент резервный командир, который головой должен был отвечать за события у штурвала? Как выяснилось, он был отвлечен общением с девочкоой.
Кажется, что это звучит нелепо, но лайнер с пассажирами под управлением ребенка стал медленно уходить в правый крен. В итоге, когда в течение 20 секунд борт наклонялся на 45°, у автопилота отключились возможности поддерживать на должном уровне заданную высоту полета. Самолет стал снижаться.
Мальчик оказался в этот момент самым наблюдательным, и первым увидел проблему.
«Что-то непонятное. А чего он поворачивается?», - спросил он отца.
«Сам поворачивается?», - недоуменно переспросил пилот.
00:55
Лайнер стало трясти, и только после этого стало понятно, что это в принципе нештатная ситуация, а не один из запланированных маневров, как могло до этого показаться.
На моменте, когда крен уже достиг 63°, второй пилот попытался резко выровнять самолет.
А далее события и вовсе можно назвать безумными: Кудринский не стал выдергивать своего сына из кресла, а решил вдруг дать ему несколько «ценных» указаний, которые по факту оказались самоубийственными.
«Держи! Держи штурвал! Держи!», – стал он кричать сыну.
На профессиональном языке это означало приказ начать выравнивание самолета. Однако ребенок этого явно не знал, и стал делать, сам того не ведая, абсолютно противоположные вещи. Он всеми силами со страха вцепился в штурвал, таким образом мешая второму пилоту спасти самолет.
Стопкадр из YouTube
В итоге крен достиг уже критических 90°. Параллельно с этим автопилот безостановочно увеличивал тангаж (это когда происходит наклон «с носа на хвост» либо наоборот). К этому времени у Кудринского и Пискарева еще был шанс спасти ситуацию, а для этого им надо было произвести отключение автопилота и перейти к ручному управлению самолета. Однако по какой-то причине они решили попытаться переделать параметры полета, которые были введены ранее.
00:56
Произошло отключение автопилота, и пилоты смогли вывести лайнер из крена и сваливания. Однако за это пришлось «расплатиться» опаснейшим пике под углом 45°. Испугавшись, что самолет может буквально «воткнуться в землю», Пискарев решает взять штурвал «на себя» до упора. Но происходит перегрузка в 4,8 g. Этот показатель, как пояснят позднее эксперты, велик даже для военных самолетов.
Место катастрофы
И только к тому моменту Кудринский решил-таки убрать сына из кресла пилота. Но не тут-то было: мальчика придавило перегрузкой, и выйти из кресла он не смог. Но когда это удалось, произошло другое: мальчик, скорее всего, успел задеть ногой педаль, что привело к отклонению руля направления.
Через несколько секунд лайнер снова стал крениться, выполнил штопорную бочку и стал пикировать вертикально вниз — в эти секунды в кабине образовалась невесомость. Пилоты смогли вывести машину из пикирования, но поздно: к тому моменту это была критически низкая высота: всего в пару сотен метров.
00:58
Самолет «проезжает» по верхушкам деревьев и предательски врезается в землю. Погибли все, кто находился на борту.
Диалог первый:
Кудринский: Держи! Держи штурвал, держи!
2-й пилот: Скорость!
2-й пилот: В обратную сторону! В обратную! Обратно! Обратно, ты слышишь!
Кудринский: Влево крути! Влево! Вправо! Влево!
Эльдар: Вправо? Ты не видишь, что ли?
Диалог второй:
Кудринский: Газ полный!
2-й пилот: Скорость большая очень!
Кудринский: Так, все, выходим, выходим. Вправо! Большая скорость. Убери газы!
2-й пилот: Прибрал!
Кудринский: Потихо-о-о-нечку!
Кудринский: Сейчас выйдем! Все нормально! Потихоньку на себя. Потихоньку. Потихоньку, говорю!
Да, можно сказать, что это целый ряд причин привел к катастрофе 22 марта 1994 года: невнимательность пилотов, человеческий фактор, несвоевременное реагирование и так далее. Однако в официальном отчете о крушении звучит формулировка о том, что в аварии виноват экипаж, доверивший управление лайнером посторонним. Формально это так и есть.
Однако не все в курсе того, что многие пилоты «показывают детям как водить самолет», и что обычно все заканчивается хорошо и без аварий. По этой причине так называемую «человеческую вину» возложили на второго пилота, пропустившего момент, когда подросток перевел лайнер в режим ручного управления, а после и вовсе и не увидел глубокий крен лайнера. Поэтому, когда пилоты наконец-то спохватились, оказалось уже поздно.