Беспилотный транспорт не появится в городах внезапно и массово. Для его внедрения понадобится полная перестройка существующей инфраструктуры и изменение законодательства в странах. Но уже сегодня лучшие умы и крупные компании работают над тем, чтобы передвигаться по городу и между городами, доставлять товары стало еще комфортнее и безопаснее.
Производители беспилотного транспорта предусматривают шесть уровней автономности или, проще говоря ― необходимости участия человека в процессе управления.
Автомобили пятого уровня автономности ученые обещают внедрить через пару-тройку лет. Производители Tesla и Mersedes уже сейчас занимаются разработкой такого транспорта. Яндекс.Go планировал в 2022 году выпустить на дороги Москвы беспилотное такси и даже тестировал его в условиях города, но сейчас возможность заказать их на сайте и в приложении отсутствует.
Каким беспилотным транспортом уже можно пользоваться?
Разработки в части беспилотников не стоят на месте, и уже есть транспорт, который полностью управляется системами автономности без участия водителей.
В Дубае уже несколько лет работает беспилотное метро. Оно считается одним из лучших в мире. Подобные есть во Франции, Великобритании, Японии. Мэр Москвы Сергей Собянин обещал запустить в столице беспилотные поезда к 2026 году.
Воздушные беспилотники также находятся в стадии разработки. Сейчас это только дроны, но планируется создать систему «Аэронет», с которой в будущем будет работать воздушное беспилотное такси.
В Сингапуре ведутся работы по созданию беспилотных автобусов, а в Норвегии уже есть три коротких маршрута, по которым такой транспорт успешно курсирует. В этой же стране есть беспилотные паромы, которые доставляют грузы на небольшие расстояния.
Активнее всего автономные технологии используют для перевозки грузов ― по дорогам стран мира уже передвигаются беспилотные грузовики. Дальнобойщики не на шутку напуганы новыми тенденциями, потому что в условиях дорог этот транспорт неплохо себя показывает.
Кладезь современных автономных технологий ― это США. Там ведутся разработки беспилотных автомобилей от Tesla, Nuro, Waymo, Zoox, AutoX и GM Cruise. В реальных условиях дороги они пока полноценно не курсируют, но официальное разрешение на тесты от правительства имеют.
Автопилот Тесла - самая продвинутая из современных систем на рынке, но полноценно заменить человека она пока не способна.
Южная Корея в этот момент занимается перестройкой инфраструктуры для того, чтобы потом было проще и удобнее использовать беспилотный транспорт. Это касается как дорог (на этом этапе ― платных), так и законодательства. Планируется, что к 2024 году все платные дороги страны будут адаптированы под возможность путешествия на беспилотном транспорте.
В РФ ситуация с новыми технологиями сложнее из-за санкций, тем не менее, прогресс не стоит на месте.
Руководитель проекта развития беспилотных отечественных технологий Аркадий Софрыгин считает, что в краткосрочной перспективе говорить о скором использовании автономного транспорта сложно из-за ограничений и зависимости от зарубежных разработок. Но уже сейчас российские компании переходят на российское ПО и запчасти, так что в долгосрочной перспективе Россия создаст собственные беспилотные технологии.
Беспилотный транспорт ― это мечта, которая скоро станет явью, о чём говорят многочисленные разработки стран мира. Сперва мегаполисы, а затем и небольшие города смогут получить в пользование автобусы, паромы, автомобили, такси и даже воздушные машины, для движения которых не нужен будет человек.
А вот хорошо это или плохо для самих людей ― совершенно другой вопрос.