Последствия обострения в Газе и в целом в Палестине, «красноморское восстание хуситов» постепенно приводят к «поджогу» большой войны на Ближнем Востоке. Иран выводит свои подразделения с территории аэродрома Т-4 в сирийском Хомсе.
Шаг является вынужденным в силу того, что иранские военные ожидают действий армии США в течение ближайших двух суток. Показателем серьёзности намерений по действиям американцев и их союзников является то, что начат вывоз сотрудников из дипмиссии в Багдаде.
Американцы обещали предельно жесткий ответ на атаку на свою базу Рукбан в Иордании. Ожидается, что США и союзники могут ударить по объектам в Сирии и Ираке, а также по кораблям ВМФ Ирана в Персидском заливе и Красном море.
Удар проиранские группировки (так называемые «прокси») нанесли в прошлые выходные с помощью беспилотников. Трое американских военных погибли, более двух десятков были ранены. Этот случай стал первым с начала войны в Газе, когда американские военные погибли в результате атаки, что признано «значительной эскалацией» в регионе, отметил CNN.
Сейчас американцы разворачивают дополнительные средства воздушного контроля на базе Рукбан. Иран и остальные ждут «реакции» американцев в ближайшие 48 часов. При этом Wall Street Journal приводила слова чиновников США о том, что удары будут «многоуровневыми».
Всерьез обеспокоенные эксперты утверждают, что регион со времен столкновения Ирана и Ирака в 1980-х годах никогда не был так близок к новой большой войне.
Конфликт разгорается не только по линии Запад-Восток, то есть не только между Ираном, арабами с одной стороны и Израилем и США с – другой. Обоюдные удары Пакистана и Ирана в ходе нынешнего обострения говорят о том, что не исчерпан конфликтный потенциал и в более отдалённых регионах, по сути в военное противостояние втягивается Южная Азия.
Эксперт по Ближнему Востоку и Кавказу Станислав Тарасов полагает, что США пытаются сковать Иран и поддерживать его в постоянном напряжении и необходимости реагировать на внешние угрозы. С запада это делают курды и сепаратисты, на востоке – народ белуджи, живущий в Иране и Пакистане. Цель – как можно сильнее ослабить Иран и расколоть его.
Тарасов указал на интересный фактор: белуджи являются угрозой и для самого Пакистана, так как сепаратисты. Однако эта страна всё равно вовлекла их в конфликт. От себя заметим: такой ход событий наталкивает на мысли о внешнем вмешательстве.
Помимо этого, в конфликт могут «влезть» и талибы из Афганистана. Поэтому на Ближнем Востоке разгорается «большой костер» войны, заключил эксперт.
Российскому эксперту вторят его коллеги из Америки. Глава ЦРУ Уильям Бёрнс назвал ситуацию на Ближнем Востоке самой рискованной за последние 40 лет. Это только показывает, насколько усугубилась обстановка после начала конфликта в Газе.
А американский аналитик Аарон Дэвид Миллер опасается хаоса в регионе. И вызовут его именно действия США, непродуманные и поспешные. Если конфликт пойдёт по пути эскалации, огромный регион, где проживает более десятка народов, соскользнёт в кровавую пучину.
Опять же, от себя заметим: включение Афганистана может сказаться на ситуации в ряде среднеазиатских республиках, так как исламистский фактор в них никуда не делся. И неизвестно, какой будет ситуация на Большом Кавказе. Там тоже есть симпатизанты разным сторонам конфликта.
Ну а сам Иран, конечно же, отсиживаться в ответ на атаки западной коалиции не будет. Видимо, пока в отношении ближневосточных дел оптимизм неуместен.
P.S.: Пока мало кто вспоминает о наличии ядерного оружия у Пакистана и, вероятно, Израиля...