Статьи04.11.2025 - 11:09

Финляндия платит за разрыв: Мишустин подписал постановление. Что потеряли финны?

Буднично и спокойно 2 ноября глава российского правительства Михаил Мишустин подписал постановление, которое поставило точку в одном уникальном сотрудничестве, что длилось с начала 1970-х годов. Это было соглашение между СССР и Финляндией об использовании ресурсов реки Вуокса, что течёт из Суоми в Ладожское озеро.

Фото: Vestman/Wikipedia, источник: ru.wikipedia.org

Это соглашение действовало с июля 1972 года, со времён Холодной войны. СССР и Финляндии нужно было подписать договор о совместном использовании пограничного гидроузла, они сделали это.

Смысл – всему голова

Практика эта была вполне уникальной. Советский Союз обязался возмещать финской стороне потери электричества. Они возникали из-за необходимости регулировать сток на Светогорской ГЭС.

Объёмы компенсации составляли около 20 тыс. мегаватт-часов в год. Советская сторона бесплатно поставляла электричество в таком объёме финской государственной компании Imatran Voima. Она владела ГЭС в Иматре, с финской стороны.

«Эра встретившихся рук» давно позади

Это невероятное сотрудничество продолжалось более чем полвека. Однако в текущем году Москве пришлось уведомить соседей о расторжении договора.

Причина вполне ясна: ещё с апреля 2022 года финны прекратили закупки нашей электроэнергии. Потому обязательства РФ по компенсационным поставкам утратили смысл.

Работали конструктивно

Отношения СССР и Финляндии были во многом уникальными. Страна Суоми по всем параметрам должна была быть в западном блоке влияния, однако числилась в советском. Даже советская военная база в Порккале была какое-то время.

В Хельсинки понимали, что отношения с гигантом, с которым у тебя свыше 1,3 тыс. км общей границы, должны быть грамотными. Потому эти отношения всегда строились на осторожности и прагматизме.

И река Вуокса была одним из символов этого прагматизма и взаимопонимания. Финляндия и СССР имели общие комиссии, где согласовывали режимы гидроузлов, обеспечивали взаимное регулирование стока реки. В общем, доверяли друг другу в вопросах энергетической безопасности.

Пока Иматра захиревает от нехватки «ненавистных русских», Светогорск (7 км по прямой через границу) только хорошеет и проводит капремонты

Река Вуокса – символ сложности и того, как добрая воля двух стран помогала эту сложность сделать вполне регулируемой и полезной для обеих сторон.

Вуокса соединяет цепь финских озёр с Ладожским озером, образуя гидрокаскад. На нём работают сразу четыре ГЭС.

Это финские Тайнионкоски и Иматра, и российские Светогорская и Лесогорская ГЭС. Вот для их стабильной работы и координировали сток 53 года финская и российская стороны. Для избежания энергетических перекосов.

Развод состоялся

Теперь всё это завершено. После начала СВО Хельсинки решил тотально пересмотреть все принципы и форматы взаимодействия.

Для начала финны разорвали экономическое взаимодействие. Прекращены закупки нашей электроэнергии, нашего газа.

Разорваны соглашения в сфере энергетики и поставок нашей древесины на фабрики на юге Финляндии. Не работают и договоры о логистике.

Как теперь будет Stora Enso без нашего леса и рынков сбыта? 

Соглашение по Вуоксе оставалось последним таким символом давно ушедшей эпохи, когда разные блоки государств ещё могли верить в общее будущее. Теперь и ему пришёл конец.

Ныне Финляндия и вовсе отказалась от своего нейтралитета, который принёс ей столько бонусов и в политике, и в экономике. Так что постановление о прекращении действия договора по Вуоксе – вполне логичный шаг.

Поматросили – и хватит

Ныне некогда эталонной стране мира (по уровню доходов населения, удовлетворённости людей своей жизнью, разработке технологии, экологии) придётся жить совершенно в иных условиях, с иными возможностями.

Это видно хотя бы по той же Иматре. За тридцатилетие после открытия Железного занавеса крайний юго-восток Финляндии, регион Южной Карелии, обогатился на российском туризме.

В Иматру пригоняли сотни грузовиков с товарами со всей Европы, в городе было полно лавок и мелких лавочников. Малый бизнес процветал, русские туристы сметали всё с прилавков.

Одних туристических прелестей Иматре может и не хватить, чтобы выжить 

В регионе действовали сразу три предприятия леспрома, которые закупали у нас березу, а нам обратно отправляли элитную финскую мебель. Теперь компании UPM-Kymmene, Stora Enso и Metsa Group вынуждены сокращать штаты.

И уровень безработицы в Иматре составляет целых 15%. И это в городе с населением в 25 тыс. человек. Почти все лавки теперь закрыты и центр города пугает своей пустотой.

А нынешние боссы города вынуждены думать, за счёт чего зарабатывать ныне Иматре и другим приграничным городам. Выбор невелик – разве что за счёт туризма из крупных городов Финляндии. Хотя вряд ли это вернёт процветание, что было «при России».

Реклама