Главная опасность бунтов во Франции – риск раскола ЕС. Как бы не пытались первые лица политико-экономического сообщества делать вид, что всё под контролем, вероятность этого весьма высока: продолжающийся неделю французский бунт уже раскачал новую волну антииммигрантских выступлений, которая неостановимо идет по Европе. Погромы уже начались в благополучной Швейцарии и Бельгии, а в Италии заявили об угрозе распространения беспорядков. Цветущий европейский сад посреди джунглей остального мира, как назвал ЕС Жозеп Боррель, оказался полон сорняков, которые власти пока не способны «прополоть». Когда остановится это безобразие, сложно сказать – уж больно молоды и горячи участники бунта. Президент Франции Макрон, молчавший пять дней, отделался пространной фразой: «Мы должны сначала уделить время квалификации событий, прежде чем делать выводы». Чем может обернуться такое молчание властей? Что повлекут за собой массовые бунты во Франции? Поговорим об этом в нашей сегодняшней статье.
Комментируя происходящее во Франции, министр иностранных дел и вице-премьер Италии Антонио Таяни выразил опасение, что беспорядки и массовые протесты станут распространяться по всей Европе. Таяни обратился с призывом не допустить распространения беспорядков «как масляного пятна» на Бельгию и Швейцарию. И это при том, что там уже произошли столкновения с полицией: на улицы вышли протестующие, вдохновленные событиями во Франции. Аналогичная история происходит и на карибских территориях Франции.
Дипломат считает, что зачинщиков погромов, в действиях которых можно увидеть даже элемент манипуляции, необходимо изолировать. Но это только слова, которые, похоже, совсем не имеют никакого влияния. Так же как и митинг, который в пригороде Парижа устроили матери мигрантов, пытаясь достучаться до участников погромов, призывая к мирному правосудию без насилия и погромов.
Неуслышанным оказался и призыв бабушки убитого подростка, которая в эфире телеканала BFM попыталась успокоить участников беспорядков. «Я хочу, чтобы эти беспорядки прекратились. Людей, которые чинят погромы, я призываю остановиться! Они использовали Нахеля как предлог для погромов!», – заявила женщина.
Эти слова просто пролетели по воздуху. Также как и обещания властей вывести на улицы для охраны порядка 45 тысяч полицейских. Однако коммуны в Пятой республике продолжали полыхать очередную ночь.
Волна беспорядков прокатилась по Франции после сообщений о гибели 17-летнего подростка Наэля М. Юношу застрелила полиция утром 27 июня. Прокуратура, объясняя поведение своих сотрудников, заявила, что двое полицейских на мотоциклах увидели Mercedes-Benz, который ехал с большой скоростью по выделенной автобусной полосе. Правоохранители решили проверить документы водителя, когда зажегся красный сигнал светофора, однако тот не остановился.
Все это обернулось погоней, и когда она прекратилась, один из полицейских навел на сидевшего за рулем пистолет, а второй стал требовать, чтобы водитель покинул автомобиль. Однако вместо этого Наэль нажал на газ, после чего полицейский совершил выстрел, пуля попала мальчику в грудь, а машина, проехавшая десять метров, врезалась в рекламную мачту. К тому моменту, когда скорая прибыла на место инцидента, подросток скончался.
Позднее выяснилось, что застреленный был разносчиком пиццы, фанатом регби и сыном матери-одиночки. Полицейские попытались оправдаться тем, что поведение парня угрожало их безопасности, однако видео, снятое очевидцем, говорило, что ни одному из полицейских не угрожала прямая опасность, которая могла бы оправдать гибель ребенка, вне зависимости от того, в каком социальном статусе он находится.
Французские СМИ отмечали, что «подросток был известен полиции в связи с предыдущими нарушениями правил дорожного движения». Стражу порядка, которого арестовали после случившегося, суд пока не вынес приговор, однако он был задержан по обвинению в непредумышленном убийстве.
Массовые протесты, которые начались в ночь на 28 июня в Нантере, были названы «Белым маршем за Наэля». Протестующие вели себя вполне мирно, скандируя лозунги «Справедливость для Наэля!». Ситуация изменилась 29 июня, когда начались погромы. Согласно предварительной информации, в ту ночь задержали восемь человек, которых обвинили в насилии, все получили реальные сроки за попытки грабежей во время уличных беспорядков.
Разгоряченные протестующие пошли дальше и стали поджигать здания, автомобили и всё, что попадалось им на пути, попутно закидывая полицейских камнями и совершая грабежи в магазинах. По предварительным подсчетам, было разгромлено порядка 200 супермаркетов и 10 торговых центров.
Более того, досталось даже мэру парижского пригорода Л'Ай-ле-Роз: в ночь на 2 июля на его дом было совершено нападение: неизвестные сначала хотели протаранить, а затем поджечь дом, в котором была его семья. В итоге супруга и один из двух детей мэра были ранены, жену госпитализировали.
В общей сложности 3,2 тысячи человек было задержано в результате массовых протестов. Как позднее заявил Эммануэль Макрон, около трети задержанных оказались «юными или очень юными». По информации МВД Франции, в ряде случаев оказалось, что поджигателями были 12-летние подростки.
Комментируя происходящее, экс-кандидат в президенты Эрик Земмур заявил, что массовые беспорядки во Франции – это сигнал преддверия гражданской войны, а причина бунтов во многом связана с миграционной политикой.
«Гражданская война – это столкновение населения и органов власти, именно то, что происходит сейчас», – заявил политик в эфире ТК Europe-1, отметив, что на полицейских оказывается сильное давление, а в соответствии с приказом у них нет права вступать в бой, так как это приведет к жертвам и еще более масштабным беспорядкам.
Пока власти Франции пытаются разобраться в причинах протестов и найти виновных, в Италии выражают беспокойство в связи с тревожной ситуацией у соседей, с которой власти не могут справиться. А это очень тревожный звоночек, который демонстрирует неприятный пример для граждан соседних стран.
«Мы вместе с Францией, ситуация очень тревожная, и правительству трудно с ней справиться. Мы рядом и надеемся, что это скоро закончится, потому что насилие, свидетелями которого мы являемся, неприемлемо», – прокомментировал происходящее министр обороны Италии Гвидо Кросетто.
А беспорядки действительно уже перекинулись и на соседние страны. Так, несколько дней назад в Бельгии сотрудники полиции задержали 63 человек, в Швейцарии – семерых, в том числе шестерых подростков. При этом масштабы протестов в этих странах насчитывали сотни протестующих, которые по примеру своих соседей громили магазины и нападали на полицейских.
В итоге это привело к формированию еще одной глобальной проблемы: в ЕС начал созревать так называемый антиэмиграционный бунт. В частности, Польша и Венгрия заявили, что не будут принимать мигрантов. В связи с чем премьер-министры стран заблокировали соглашение о помощи в распределении беженцев из Италии и Греции. Шольц и Макрон попытались было отговорить Варшаву и Будапешт, но пока безрезультатно.
Во всей этой истории стоит отметить поведение самого президента Франции, который был вынужден на время отвлечься от украинского вопроса и переключиться на внутренние дела. На улицу Макрон, конечно, еще не выходил, и не решился пообщаться с митингующими. Решение всех госвопросов пока что проходит в кабинетах на бесконечных совещаниях, на одном из которых Макрон принял в Париже глав самых пострадавших от погромов городов. К чему в итоге такие совещания приведут, мы узнаем совсем скоро, но очевидным остается факт того, что ни власти на местах, ни власти более высокого ранга оперативно справиться с проблемой не смогли.
Над Макроном стали шутить те самые дружественные британцы: так, в одной из газет вышла карикатурой, на которой Макрон с криком «Вперед, Франция!» едет за рулем сгоревшего автомобиля. Явно французского лидера такое отношение не приободрило.
Как не приободрили и итоги опросов общественного мнения, которые показали, что около 70% жителей Франции выступают за то, чтобы в стране было введено военное положение – по аналогии с 2005 годом, когда по вине сотрудника полиции погибли два североафриканских подростка, что также повлекло за собой массовые бунты.
Возможно, беспорядки носят стихийный характер и они обусловлены нарастающими противоречиями внутри европейского общества. Но не исключено, что процессом искусно управляют, и тогда нужно понять, кто именно и зачем. Идет провокационная фашизация Старого Света, или контролируемый сброс эмоций населения, или тестирование глобальных манипуляционных практик? Вариантов – масса. Ответ мы обязательно узнаем, но точно не очень скоро.