Начало сентября – время праздничное, старт высокого сезона, учебного года и золотой осени. Но отнюдь не только праздничные поводы приходится освещать. В конце концов, сентябрь — время сбора урожая, которое подразумевает необходимость много и усердно трудиться.
Сергею Лаврову по случаю празднования Дня Знаний довелось выступить перед студентами МГИМО-университета с лекцией. Он подчеркнул перед будущими дипломатами, что Запад и сегодня продолжает свой многовековой курс в отношении нашей страны.
Курс этот заключается в разрушении и развале России.
«Около полусотни государств собрались в блок, действуя под нацистскими знамёнами», - отметил Лавров в МГИМО.
И впрямь, века так с XVI, когда Русское царство, окончательно скинув ордынское иго, завершило задачу собирания русских земель, Запад всегда был предельно насторожен в отношении России. Там так и не поняли, что если Австрия, Люксембург и Китай достойны уважения, то ту же линию следует проводить и в отношении России.
Но от давних и потому благостных картин прошлого наши дипломаты на этой же неделе вернули нас к суровому настоящему. «Эстафету» от господина Лаврова принял его заместитель Сергей Рябков.
Он рассказал о работе, которую ведет сейчас Кремль. Там идёт коррекция ядерной доктрины России, которую назрело время пересматривать.
Рябков подчеркнул, что это связано с курсом на эскалацию конфликта, который проводят западные державы в текущем моменте противостояния на Украине.
Вызов нынешней ситуации в том, что Запад и его украинские марионетки всё время как бы проверяют Россию на прочность в том, что касается пресловутых «красных линий». С марта 2024 года ВСУ ведут полномасштабную террористическую войну против регионов России. Дроны долетают и до Петербурга, и до Татарстана, и до Кировской области.
Также Украине довелось ударить по объектам раннего ракетного предупреждения - системам «Воронеж». А это уже по ныне действующей ядерной доктрине (утверждена в 2020 году) даёт право на симметричный ответ и использование оружия с атомными боеголовками.
Были и удары по приграничью западными ракетами. С августа идут бои в Курской области. Очевидно, что ядерная доктрина успела устареть.
Дело в том, что в ней была прописана «реактивная» формула ядерного ответа. Таковой возможен лишь в ситуации попыток врага нанести аналогичный или в случае полномасштабного вторжения на нашу территорию. Но вот вторжение случилось – с 6 августа. Мы не нанесли ядерного удара ни по Киеву, ни по Львову.
Естественно, что такие нюансы сразу замечают и в минобороны Незалежной, и в Пентагоне.
Вражеское издание The Wall Street Journal даже поехидничало на этот счёт: Россия, это, типа, собака, которая лает, да не кусает.
«Десятилетиями теория ядерной эскалации предполагала, что страны с ядерным оружием защищены от нападения, ведь агрессор сам рискует быть уничтоженным полностью или стать зачинщиком конца света», - написало издание.
Теперь эта часть доктрин устарела. Нужно и впрямь менять документы и часть концептуальных подходов.
Пока доподлинно неясно, что наши власти намерены изменить в ядерной доктрине России. Сергей Рябков заметил только, что работа находится «на продвинутой стадии».
Эксперты, между тем, согласны с тем, что изменения назрели. Вот что отметил главред «Национальной обороны» Игорь Коротченко:
«Очевидно, что следует уточнить положения нашей военной доктрины в части условий, при которых Россия имеет право применить ядерное оружие. В частности, как ответ на вторжение сил отдельных западных стран или блока НАТО, даже если противник использует обычные вооружения».
Это одна сторона дела. Другая – как именно будем отвечать на происки врага. Например, руководитель Бюро военно-политического анализа Александр Михайлов отметил, что есть возможность разграничить тактическое и стратегическое ядерное оружие.
Тактическое – условная ядерная ракета с боеголовкой малой мощности. Их можно применять точечно.
Стратегическое – ракеты и бомбы с мощными зарядами, рассчитанные на тотальное уничтожение противника. Михайлов предположил в разговоре с «Царьградом», что корректировка коснётся именно тактического атомного вооружения.
«В доктрине следует объяснить возможности применения, учитывая новые угрозы», - констатировал он.
А суть ситуации сейчас в том, что элементы ядерной эскалации идут уже несколько лет. Наши ядерные силы размещены в Белоруссии. Вслед за Америкой Россия вышла из договора по СНВ-3, который ограничивал наступательные вооружения. Проведены учения по применению ядерных сил.
И по большому счёту – это процесс подготовки к возможному большому ядерному противостоянию между Западом и Востоком. А Курская операция в данном случае лишь эпизод.
Согласен во многом с Михайловым и руководитель Центра изучения военных и политических конфликтов Андрей Клинцевич.
«Не думаю, что мы понизим порог применения ядерных сил до уровня, аналогичного американскому. Те вообще могут применить его в любой части мира без факторов войны. Но некоторые условия для применения при противостоянии с противником будут понижаться», - уверен он.
Это может быть как положение об ограниченном ядерном ударе в ответ на вторжение, так и о превентивном ядерном ударе – для того чтобы отбить охоту у врага на войну с нами.
Таков в общем виде наш «осенний расклад». Не сомневаемся, что эта работа будет завершена.
А дальше – кто знает? В конце концов, есть и упоминаемый нами Львов, и заднепровская часть Киева и Ивано-Франковски с Тернополями... Применение ядерного оружия есть мера крайняя, однако тем, кто не усвоил уроки Владимира Путина, придётся совсем худо.
А он говорил еще два с половиной года назад, в первый день СВО:
«Любой, кто попытается помешать или угрожать России испытает последствия, с которыми не сталкивался в истории».
Учиться у Путина – не зазорно. И точно лучше эвакуации из зоны отчуждения.