«Русские только что легально захватили шесть воеводств Польши – где победил Навроцкий!», «Как можно было рассчитывать на то, что победит тип, который пропагандирует ЛГБТ (запрещеная в России экстремистская организация) и снимает кресты с учреждений?»; «В Кремле открывают шампанское» - в польской политике говорильни даже больше, чем в украинской, так что обсуждение итогов президентских выборов проходит «на уровне».
Выборы эти, как известно, прошли 18 мая в туре первом и 1 июня – во втором. И вот результат: президентом снова будет консерватор. Но если уходящий Анджей Дуда изо всех сил пытался быть «системным», то Кароль Навроцкий может попытаться стать чем-то вроде польского Трампа, благо он сам положительно о нём отзывался.
Итак, если в первом туре 18 мая либерал и ЛГБТшник от «Гражданской платформы» Рафал Тшасковски выигрывал с 31% голосов против 29,5% у Навроцкого (от партии «Право и Справедливость», ПиС), то через две недели ситуация перевернулась.
Навроцкий набрал 10,6 млн голосов, выиграв в шести воеводствах Польши на востоке и юге страны. Это дало ему 50,9% голосов. Навроцкий взял немногим меньше – 10,2 млн голосов, в основном в центре и на западе страны. Явка была солидной и составила 71,6% во втором туре – страна точно не сидела дома.
Кандидату от «Права и Справедливости» Качиньского удалось даже преодолеть «всесильные» экзитполы. Весь второй тур выборов они отдавали незначительное преимущество либералу Тшасковскому, однако, как оказалось, соврали. Теперь «прогрессивной общественности» Польской республики придётся зализывать раны.
Самое время разобраться – кто таков Кароль Навроцкий, если даже у себя на родине он привёл к поляризации избирателей? Этот историк по образованию сделал себе имя в общественной жизни страны на спекулировании темой исторической памяти.
Он прославился установкой памятников солдатам прозападной Армии Крайовой, которые воевали за союзников против Гитлера и против СССР в ходе Второй Мировой войны. Также «загремел» под уголовное дело в России.
Так МВД РФ «оценило» его усилия по сносу памятников советским воинам, которые ещё оставались в Польше. Именно такой «работой» Навроцкий занимался в бытность директором Института национальной памяти. Этот пост, кстати, ему придётся оставить по вступлении в должность президента «Поляндии».
Так что Навроцкий – тот ещё патентованный русофоб. Ну, в «высокой» польской политике без этого нельзя: таков стандарт. А вообще, скандалов вокруг него немало и без памятников. Поговаривают, что в молодости он подрабатывал сутёнерством.
Однако «мировой закулисе» даже этого ныне мало. Навроцкий вряд ли покатит ей, так как помимо русофобии, страдает ещё и... антиукраинством! Вот так поворот!
И впрямь, Навроцкий против вступления Незалежной в ЕС и НАТО. Он не раз высказывался в духе:
«Украинцы имеют в Польше слишком много социальной поддержки».
Он против помощи украинским беженцам: своих проблем в Польше что ли нет? Его тут можно понять: фермеры «Речи Посполитой» регулярно штурмуют и Варшаву, и Брюссель все годы СВО. Преференции украинской сельхозпродукции на рынках ЕС взбесили не только Польшу.
Кроме нынешних, у Навроцкого есть и исторические счета к Украине. Он полагает что та должна ответить за преступления прошлого, например – за Волынскую резню. Если кто забыл, то напомним.
В годы Второй Мировой экстремистская и радикально-националистическая «Украинская повстанческая армия» бандеровской ОУН устроила на Волыни геноцид польского населения. Молодчики преступника Бандеры вырезали за пару лет 50-60 тыс. поляков.
Так что «зуб» у Польши на Украину есть. Было бы странно, если бы не нашлись те, кто захотели бы использовать его против Незалежной.
И используют все эти исторические инциденты и современные проблемы те, кому и следует – прагматики. Партия «Право и справедливость» - как раз из таких. Несмотря на всю «антироссийскость» Навроцкий не скрывает, что готов сесть за стол переговоров с Путиным.
Тут тоже всё понятно: воевать с памятниками – это одно. А если Польшу втянут в прямое противостояние с Москвой, на Польше точно можно ставить крест. Счастье Польши в том, что там есть не только политики, которые это осознают, но и избиратели.
Безусловно, проводить курс хотя бы относительно независимой политики новому президенту Польши будет весьма непросто. Власть в республике – это правительство. Оно пока под Дональдом Туском, однако, надеемся, не надолго.
Дело в том, что победа Навроцкого и ПиС на президентских выборах – яркий показатель раскола в политической элите страны. Вот характерное высказывание:
«Тшасковский проиграл среди молодёжи... ПиС временно получил возможность вернуться к власти, но крах ждёт и их», - заявил по итогам выборов польский журналист Томас Жолчак.
И это всё нам на руку. Выборы в парламент, что пройдут после ухода Туска с поста премьера, только усугубят этот раскол. Хотя бы на время польский антироссийский таран ослабнет.