Статьи03.04.2024 - 14:16

«Иски поданы». Владелец «Крокуса» стал фигурантом дела о теракте. Что грозит Агаларову, построившему смертельную ловушку для десятков людей?

Во время теракта в «Крокус Сити Холле» люди гибли не только от пуль. Большая часть посетителей торгового центра просто не смогла выбраться из пылающего строения и угорела. Так почему развлекательный комплекс в одночасье превратился в смертельную ловушку? И кто понесет ответственность за гибель десятков людей.

Фото: из открытых источников

«Здесь закрыто!» «Ну е-мое!» «Мы в ловушке. Это может быть ловушка!» «Там тоже закрыто, наверное». На кадрах, снятых выжившими, посетители в панике мечутся по огромным темным помещениям «Крокус Сити Холла». К счастью, им все же удается найти открытый выход. Но так сильно повезло не всем.

Кадр из видео, сделанного выжившим

 

В настоящий момент точно известно, что 22 марта во время теракта в «Крокус Сити Холле» погибли 144 человека. Остается только молиться, чтобы это была окончательная цифра.

«Крокус Сити Холл» был введен в эксплуатацию пятнадцать лет назад. Этот объект еще на этапе проектирования должен был иметь полный комплект требуемых систем пожарной защиты, который является актуальным и по сей день.

Получается, что в здании концертного зала должны были функционировать системы автоматической пожарной сигнализации, пожаротушения, дымоудаления и управления эвакуацией – оно же речевое оповещение о том, что возник пожар и необходимо немедленно покинуть торговый центр.

 

Фото: из открытых источников

 

Эксперты настаивают на том, что все эти и ряд других элементов, которые были созданы для спасения людей в случае возникновения пожара, по регламенту закладываются в строение еще на этапе проектировки. В противном случае экспертиза не имеет права давать положительное заключение.

После одобрения проекта все перечисленные противопожарные системы, которые стоят немалых денег, подрядчик обязан предъявить технадзору заказчика.

Но вот ТЦ построен. Дальше что? Введение в эксплуатацию. И это не просто нажать кнопку «вкл». Запустить работу противопожарной системы должны представители Государственного архитектурно-строительного надзора, которые, по мнению экспертов, хорошо осведомлены о том, как все должно работать. При введении в эксплуатацию они могут попросить владельца торгового центра продемонстрировать действие противопожарной системы. В том числе с проведением огневых испытаний.

 

Фото: из открытых источников

 

Потом эту систему должна обслуживать нанятая владельцем компания, которая специализируется на подобной работе. Регулярно проверять, устранять все неполадки, модернизировать.

Вот только дело в том, что на кадрах, которые смогли снять спасшиеся из «Крокус Сити Холла», кроме стрельбы и голосов оказавшихся в кошмаре людей, других звуков нет: ни воя сработавшей системы звукового оповещения, ни громкого гула вентиляторов, которыми обычно оснащают системы дымоудаления.

Возможно система дымоудаления была механической, то есть естественной через фрамуги и открывающиеся люки. Но и при таком раскладе не должно было быть так много задохнувшихся людей.

И, кстати, где льющиеся с потолка струи воды?

 

Фото: из открытых источников

 

Или вот еще вопрос: двери. По требованию градостроительных норм все эвакуационные выходы должны быть рассредоточены по периметру здания. Обычно они закрыты на специальный электромагнитный замок, чтобы никто не смог несанкционированно проникнуть внутрь. Однако, как только хоть один пожарный извещатель «почуял» запах дыма, питание с этих замков должно пропасть, а двери автоматически распахнуться.

Однако спасительные аварийные выходы не распахнулись.

Сын владельца «Крокус Сити Холла» Эмин Агаларов настаивает на том, что торговый центр имеет достаточное количество эвакуационных выходов, а система пожаротушения сработала штатно. Видео с запертыми дверями бизнесмен объяснил тем, что паникующие люди ломились в закрытые входы в служебные помещения. Которые, понятное дело, были на замках.

 

Эмин Агаларов

 

Впрочем, Эмин Агаларов обошел стороной вопрос с выходами на пожарные лестницы и двери с ручками-антипаника. По задумке распахнуть такую довольно легко – достаточно нажать на ручку. Вот только на этих дверях висели велосипедные замки, поэтому люди, спасая свои жизни, вынуждены были ломать их руками. Кому это удавалось.

Воспоминания о том ужасе многим выжившим не дают покоя: как бежали от звука выстрелов, как перебирались через тела угоревших, как бились о закрытые двери, на которых висели велосипедные замки…

Погибшие уже не смогут потребовать ответ у тех, кто заблокировал пути спасения. Но за них это сделают родственники и выжившие.

 

Александр Бастрыкин

 

В настоящий момент пострадавшие в результате теракта 22 марта один за другим начали направлять в Следственный комитет РФ заявления. На сегодняшний день 11 человек потребовали у главного следователя страны Александра Бастрыкина возбудить уголовное дело против владельца концертного зала Араза Агаларова.

Родные и близкие погибших, пострадавшие задаются вопросом: почему Араз Агаларов столь наплевательски отнесся к обеспечению безопасности людей?

Ведь с момента ввода строения в эксплуатацию требования к системам противопожарной безопасности были серьезно модернизированы. Владелец был обязан оснастить их лазерными датчиками. В отделке следовало использовать только огнеупорные материалы.

Да, все помнят о том, что террористы разлили на кресла бензин. Но у них не было при себе столько горючего, чтобы кресла и кулисы в зрительном зале практически одномоментно вспыхнули как спичка. Пламя в считанные мгновения охватило весь огромный зал, словно он был просто залит бензином.

 

Фото: из открытых источников

 

Если выяснится, что претензии потерпевших не беспочвенны и владелец здания действительно экономил на поддержании системы пожарной безопасности в рабочем состоянии и ее обновлении, то ему грозит уголовная ответственность. Более того: Агаларов может оказаться за решеткой.

«Если будут найдены несоответствия в безопасности здания, в результате которых, а не непосредственно террористического акта, погибли люди, то за это Уголовным кодексом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до десяти лет», - пояснил изданию РИА Новости генеральный директор юридической компании «Партнер» Константин Горин.

Реклама