Статьи03.04.2024 - 15:52

Электронная подпись для физических лиц: как получить?

Электронная подпись - это цифровой аналог личной подписи, который позволяет заверять документы без личного присутствия человека. Оформить ее может не только индивидуальный предприниматель или представитель юрлица (то есть компании), но и физлицо. Для чего она обычному человеку? К примеру, чтобы заключить трудовой контракт с работодателем удаленно или заверить договор купли-продажи при сделках с недвижимостью. В этом материале расскажем, как получить электронную подпись.

Фото: Freepik

Электронная цифровая подпись значительно упрощает жизнь гражданам России, так как дает возможность получить большое количество услуг удаленно.

Виды электронной подписи

  • Простая

Это данные, которые вы используете, когда входите в интернет-банк, онлайн-магазин или на портал Госуслуг. Заходя, к примеру, на портал www.gosuslugi.ru, с помощью простой электронной подписи вы можете записаться к врачу, оплатить штраф или госпошлину. Говоря простым языком, простая ЭП - это логин, пароль и код, который приходит по СМС или на электронную почту. Подписать документ, оформить ипотеку и так далее с помощью нее не получится.

  • Неквалифицированная

Это комбинация символов, на которую накладывается шифр. Такую подпись можно использовать для работы на портале nalog.ru. Также НЭП можно подписывать документы, но если все стороны процесса договорятся о ее юридической значимости.

  • Квалифицированная

Это самая защищенная подпись. Также представляет собой комбинацию символов. Однако при их создании используются средства шифрования, сертифицированные ФСБ. Имеет полную юридическую силу.

 

Обладатель электронной подписи с ее помощью может:

Например, вы живете в Санкт-Петербурге, а компания, в которой планируете работать, находится в Москве. Чтобы оформить трудовые отношения юридически, вам совсем не обязательно ехать в столицу. Вы можете получить трудовой договор онлайн и заверить его при помощи электронной подписи.

  • Зарегистрировать сделку с недвижимостью

Например, вы живете в Волгограде, а квартиру планируете купить в Суздале. Оффлайн-участия при этом можно будет избежать. При помощи электронной подписи вы сможете получить выписки из ЕГРН и из Государственного кадастра недвижимости; подать онлайн заявление о постановке на кадастровый учет; оформить непосредственно саму сделку. Но при этом вторая сторона, участвующая в процессе купли-продажи, должна дать свое согласие.

  • Подать документы в высшее учебное заведение

  • Обратиться с иском в суд
  • Подтвердить учетку на Госуслугах

Как зарегистрировать на портале Государственных услуг, мы вам уже рассказывали в отдельном материале. Однако чтобы полноценно пользоваться своей учетной записью, ее нужно подтвердить. Сделать это можно, к примеру, через Центр обслуживания или МФЦ, но туда необходимо будет прийти лично с паспортом и СНИЛС. Электронная подпись же дает возможность подтвердить регистрацию онлайн.

  • Зарегистрировать ИП, ООО или любое другое юрлицо

Ранее в России была запущена бизнес-платформа «Старт бизнеса онлайн», которая позволяет зарегистрировать юридическое лицо или себя как индивидуального предпринимателя максимально быстро с помощью электронной подписи.

  • Сдать декларацию в налоговую службу
  • Участвовать в торгах

Электронная подпись пригодится физическому лицу и для участия в торгах. ЭЦП нужна для регистрации на специальной площадке, и для аккредитации. А также затем для подписания контракта, если торги будут выиграны. На торгах физическое лицо, к примеру, может выиграть изъятое имущество банкротов: квартиру, дом, автомобиль и так далее. Важное уточнение: для участия в торгах необходимо будет приобрести квалифицированную подпись, неквалифицированная не подойдет.

Как получить электронную подпись бесплатно?

Бесплатно электронную подпись можно получить в ФНС или с помощью приложения Госключ. Также можно воспользоваться услугами аккредитованного удостоверяющего центра, но уже придется заплатить.


Как получить подпись в налоговой?

Необходимо обратиться в удостоверяющий центр ФНС и предоставить следующие документы: паспорт, СНИЛС, ИНН и USB токен ( купить его можно непосредственно в удостоверяющем центре).

 

Как получить электронную подпись с помощью госуслуг?

Для этого понадобится приложение «Госключ». С его помощью можно бесплатно оформить сертификат электронной подписи, а также затем подписывать документы, заявления и договоры.

Для этого потребуется:

  • подтвержденная учетка  на Госуслугах;
  • смартфон;
  • биометрический загранпаспорт или подтвержденная биометрия на сайте Единой биометрической системы (для этого необходимо скачать приложение «Госуслуги Биометрия», авторизоваться, используя логин и пароль с Госуслуг, затем сделать селфи и загрузить свой голос, следуя инструкциям).

Процесс создания подписи  максимально прост:

  • Скачайте приложение Госключ

  • Авторизуйтесь в нем при помощи портала Госуслуг

  • Заключите лицензионное соглашение

  • Защитите личные данные паролем

  • Получите сертификат электронной подписи

С помощью неквалифицированной подписи в приложении Госключи  можно продать или купить автомобиль, получить ИНН, отправить декларацию в налоговую. С помощью квалифицированной - зарегистрировать права на квартиру, дом или любую другую недвижимость, а также поставить ее на кадастровый учет и так далее.

Реклама