В ФРГ 29 сентября состоялся первый в истории немецко-среднеазиатский саммит, в ходе которого главы стран центральноазиатского региона провели переговоры с Олафом Шольцем. С чего это вдруг канцлер Германии воспылал любовью к Узбекистану, Казахстану, Кыргызстану, Таджикистану и Туркменистану? Чего от форума хотели получить лидеры Средней Азии и как на эти дипломатические игры смотрит Москва? Об этом - в нашем новом материале.
Вашингтон подготовил почву для германо-среднеазиатского саммита
Своего рода прологом к немецкому саммиту стало другое международное мероприятие. Речь идет о первом саммите лидеров стран Центральной Азии и США, который состоялся в Нью-Йорке 19 сентября в ходе сессии Генеральной ассамблеи ООН. Тогда глава американского Белого дома Байден одновременно встречался с президентами Казахстана Токаевым, Узбекистана Мирзиеевым, Таджикистана Рахмоном, Туркмении Бердымухамедовым и Киргизии Жапаровым. Буквально накануне саммита помощник президента по национальной безопасности Салливан попытался вакцинировать мировое общественное мнение. Он намекнул, что предстоящий форум не направлен против какой-либо страны. По умолчанию имелись в виду Россия и Китай. Однако в действительности Байден при участии госсекретаря США Блинкена попытался «оторвать» страны Центральной Азии от влияния Москвы и Пекина.
Ради этого американские лидеры дали понять, что готовы привести в экономику стран Центральной Азии солидные инвестиции. Нынешние вложения в размере 31 млрд долларов были названы «скромными». Также была предложена идея наладить диалог между участниками саммита по особо важным минералам, которые нужны для производства экологически чистых энергетических технологий. Например, хром, медь и литий.
Американцы убедили лидеров Центральной Азии провести силами агентства USAID министерскую встречу в формате «C5 + 1». Ее тема – устойчивое развитие стран Средней Азии в современных условиях. Налицо использование той самой «мягкой силы», посредством которой США продавливают свои интересы в тех или иных государствах.
В общем, Вашингтон в процессе сентябрьских переговоров с главами Центральной Азии попытался максимально ослабить влияние в Евразии основных геополитических конкурентов Запада — России и Китая и подготовить почву для аналогичного саммита в Германии. Ведь Вашингтон и Берлин входят в число ключевых участников Западной коалиции, для которых Центральная Азия – это «разменная монета» в борьбе за мировое господство.
Чего добивается Германия?
Необходимо отметить, что Германия в нынешних условиях остро нуждается в энергетических ресурсах. Прежде всего, в нефти, газе и угле, экспорт которых из России прекратился. Поэтому Берлин интересует импорт соответствующего сырья из центральноазиатского региона.
Особая ставка Германией среди пятерки вышеназванных стран делается на Казахстан. Показательно, что накануне саммита прошли двусторонние переговоры Шольца и президента Казахстана Токаева. Канцлер Германии подчеркнул, что Астана может помочь Берлину стать более независимым от поставок энергоресурсов из России.
В этом свете важно мнение политолога Богдана Безпалько. Он заявил, что Шольц пытался завлечь лидеров ЦА финансами, заманчивыми экономическими контрактами, ресурсами и геополитическим влиянием. По его словам, ФРГ представляет интересы Евросоюза, т.к. Германия выступает доминирующей страной в объединении. С этой точки зрения Шольц добивался переориентации стран Центральной Азии с России на Европу, пояснил эксперт.
По итогам саммита Шольц констатировал, что ему удалось договориться с руководителями пяти стран Центральной Азии провести новую встречу в аналогичном формате.
Реакция лидеров стран Центральной Азии
Как рассказал Токаев, общерегиональная торговля с ФРГ в 2022 году составила $11 млрд. По его словам, на Астану выпадает более 80% от этого товарооборота.
«Мы готовы нарастить экспорт в ФРГ дополнительно по 100 несырьевым позициям на общую сумму $850 млн. Речь идет о продукции нефтехимии, металлургии, пищевой промышленности», – пояснил президент Казахстана.
По итогам переговоров с Шольцем, Токаев заверил, что объемы поставок нефти по нефтепроводу «Дружба» будут увеличены.
Кроме того, в Казахстане намерены запустить возведение крупного завода по производству так называемого «зелёного» топлива. В переходе на экологически чистое производство Астане намерены помогать Штаты и страны Евросоюза.
Токаевым была затронута и тема антироссийских санкций. Казахстанский лидер заявил, что его страна будет и дальше выполнять экономические санкции против Москвы и сохранять связь с западными структурами, которые за этим следят.
Лидер Узбекистана Мирзиёев предложил провести у себя в стране Центральноазиатскую выставку высоких промышленных технологий ключевых немецких производителей. Он дал понять, что «Центральная Азия – это регион больших возможностей для представителей германского бизнеса».
Президент Киргизии Жапаров посетовал на обрушение прежних маршрутов поставок товаров в нынешних условиях. Он заявил, что при помощи ЕС государствам Центральной Азии будет по силам диверсифицировать торгово-экономические отношения.
Глава Таджикистана Рахмон сделал акцент на сельском хозяйстве возглавляемой им страны. Он подчеркнул, что сельское хозяйство Таджикистана выступает основой обеспечения продовольственной безопасности и является приоритетным направлением привлечения немецких инвестиций.
Туркмению на саммите представлял не президент страны – Сердар Бердымухамедов, в его отец – глава верхней палаты парламента Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов. Причина такой рокировки официально не объяснялась. Возможно, Бердымухамедов-старший решил лично обсудить с канцлером Шольцем поставки газа из Туркмении в Германию.
Реакция Москвы
Заявление Токаева относительно соблюдения антироссийских санкций вызвало немедленную реакцию Москвы. Российский МИД выразил надежду на дальнейшее сотрудничество с Астаной без «негативного внешнего воздействия». После этого Токаев сделал важную публичную ремарку. Он пояснил, что «считает санкции контрпродуктивными». Токаев рассказал, что Астану и Москву характеризуют прочные традиции сотрудничества в разных сферах и в гуманитарных связях.
«Казахстан не является анти-Россией, мы твердо придерживаемся курса на всестороннее сотрудничество с Россией, с которой нас объединяет самая протяженная граница», – отметил Токаев.
Интересно мнение на этот счет политолога Безпалько. Он обратил внимание на то, что некоторые из лидеров ЦА позволяют себе жёсткие формулировки в отношении Москвы. С его слов, страны Центральной Азии в действительности никогда и не были пророссийскими. Он отметил, что прежде Москва покупала их лояльность дешевыми кредитами или упрощёнными условиями въезда для трудовых мигрантов.
«Однако сейчас мы видим, что страны ЦА постепенно отворачиваются от Москвы и не учитывают геополитические интересы РФ в регионе», – резюмировал Безпалько.
В целом, германо-среднеазиатский саммит стал площадкой, где страны Центральной Азии пытались себя выгодно продать. Германия, с подачи США выступала в роли геополитического актора, готового затянуть на себя постсоветские страны Средней Азии и лишить пророссийской политической и экономической ориентации. Пока это не удалось в полной мере, т.к. Москва контролирует процесс и имеет рычаги воздействия на своих среднеазиатских партнеров. Однако, вся борьба за Центральную Азию между Западом и Россией еще впереди.