Статьи02.09.2024 - 14:23

Немцы отправили Шольца в нокаут. Победа «Альтернативы для Германии» как начало больших перемен

Демократия по-своему жёсткая вещь. Если вы не играете в ней на интересы тех, кто вас избрал, то вас вытеснят другие. Так в средние века отряд викингов мог даже убить незадачливого вождя; если поход не приносил этим пиратам ощутимых выгод. В какой-то мере, отдалённо схожие явления мы наблюдаем и сейчас.

Фото: spb.hse.ru

Оглушительные для партий правящей коалиции Германии новости пришли 1 сентября из земли Тюрингия на востоке страны. Согласно данным опросов, правопопулистская «Альтернатива для Германии» (АдГ) набирает треть голосов избирателей, 33,5%. Это существенная победа, и это победа в целом.

Причины провалов и взлётов

Дело в том, что «стандартный» центристский Христианско-демократический союз уступает пальму первенства в этом регионе Германии (историческом, кстати) как раз АдГ. ХДС взял всего лишь 24,5%, если верить данным экзит-полов.

Остальные партии федеральной коалиции Олафа Шольца и вовсе провалились. Такие силы как социал-демократы (СДПГ), либералы (СвДП) и «зеленые» рухнули до результатов ниже 10% и это крах.

Отчасти утешить себя правящий в Германии ХДС может только результатами в соседней Саксонии. Там АдГ и ХДС поменялись местами, христианские демократы выигрывают выборы с 32%, тогда как у «альтернативщиков» всего на полпроцента меньше.

В АдГ нынче празднуют

Причин у такого результата и общих высоких итогах правопопулистской и даже националистической АдГ несколько.

Рядовой избиратель голосует прежде всего карманом или брюхом (уж простите за долю лёгкого цинизма). Если его социально-экономические условия ухудшаются, а он вынужден пересматривать даже свой образ жизни, то власть, находящаяся на посту в данный момент, сильно рискует.

Сильная инфляция, невиданная в Германии, наверное, более десятилетия, экономический застой, удорожание услуг ЖКХ (из-за цен на энергоносители) – вот что «достало» восточногерманского избирателя за два с половиной года. Обострение социально-экономических проблем привело и к внутрирегиональным конфликтам. Когда пирог меньше, делить его становится тяжелее.

В восточных землях Германии до 16% населения живут ниже порога бедности 

Нетрудно понять, что стало первопричиной всех этих проблем в восточных землях Германии. СВО на Украине и позиция федерального правительства ФРГ по ней жёстко ударили санкциями по собственным же жителям. Восточные немцы «ближе к сохе», чем западные и помнят главное: власть может быть разной, но при демократии она обязана биться за приемлемый уровень жизни своих сограждан.

«Люди хотят видеть в правительстве гражданскую, патриотическую силу. А большинство избирателей, которые этого не хотят, — это левые «зеленые», которые выступают за продолжение поставок оружия, за снижение благосостояния в Германии, за безработицу», - заметил по этому поводу депутат бундестага от АдГ Штеффен Котре в разговоре с «Известиями».

Мигрантский кризис в Европе стал началом конца либерально-консервативного консенсуса в политике ФРГ

С конца нулевых годов в восточных землях Германии видны нарастающие тенденции недовольства политикой так называемых «центристских правительств».

Олаф Шольц как символ уходящей ФРГ. Та Германия была по-своему хороша, но историческое соревнование она проигрывает...

Этому было много причин: либеральная культурная политика (с уроками секс-просвета для младших школьников), поддержка интеграции ЕС в противовес развитию собственных территорий, экономический кризис 2008-2009 годов и наметившаяся тенденция к сокращению социального государства в Германии, миграционный кризис 2015 годов. Теперь вот – экономический кризис в связи с поддержкой Украины и санкциями.

Кризис усугубляется

Теперь, после победы, один из главных вопросов: сможет ли АдГ создать земельное правительство? На этот счёт есть скептики.

По сути, никто из политического мэйнстрима (ХДС, СвДП, СДПГ и «зелёные») не готов признать АдГ легитимной силой и создавать коалиционного правительства с ними не собирается.

Хоть пеньком по сове, хоть совой по пеньку...

Вместе все они также не могут набрать нужного числа голосов для того, чтобы считать свою коалицию большинством. Есть ещё один бенефициар этих выборов – левая партии ССВ («Союз Сары Вагенкнехт»), созданный меньше года назад. С АдГ они могли бы создать коалиционное правительство, да только по большинству вопросов, кроме Украины, они занимают противоположные позиции.

«Эти две партии теоретически могли бы здесь создать свою собственную коалицию («прокремлевскую», как ее называют в германских СМИ), но они обе категорически исключали возможность блокирования, считая друг друга антагонистами по большинству вопросов, кроме Украины», - заметил политолог Александр Кынев.

Отсюда вывод: либо чьё-то «правительство меньшинства», чреватое конфликтами и быстрым распадом, либо «невероятная коалиция». В общем, кризис в Тюрингии, похоже, только усиливается.

Штеффен Котре (второй слева) уверен, что АдГ обойдут при распределении постов

Сама Вагенкнехт заявляла, что любые переговоры по созданию коалиции должны включить принятие пункта о дипломатическом, а не военном, урегулировании конфликта на Украине. Схожую позицию занял и Бьорн Хёке, лидер земельного отделения АдГ. Пат.

Неизбежная смена поколений?

С Кыневым, кстати, согласен и Котре. Он уверен, что АдГ никто не протянет руку помощи:

«К сожалению, Бьорн Хёке не станет премьер-министром Тюрингии, потому что никто не готов создать коалицию. А это недемократично. Мы, скорее всего не увидим АдГ в правительстве ни в Тюрингии, ни в Саксонии. Но это не значит, что партийная система в Германии останется прежней», - заметил Котре.

Он, вероятнее всего, зрит в корень. Германский политический истеблишмент не хочет замечать сути проблем, которые и привели к появлению АдГ и ССВ. Это значит, что он действительно в текущем десятилетии подвергнется серьёзной «ротации». И совсем не факт, что старые «столпы режима» в ФРГ – ХДС и СДПГ не сойдут окончательно на обочину истории.

Федеральные выборы в бундестаг Германии - в следующем году 

На их место придут новые правые, новые левые и новые центристы. Потому что Германия стоит перед чрезвычайно серьезными вызовами, которые угрожают самому её существованию. 

Реклама