С каждым годом праздник весны и труда 1 Мая все больше становится поводом для критики и протестов. Современные люди отмечают: раньше действительно было лучше. В качестве доказательств приводятся положения о норме отдыха, больничных и выходных днях, обязательном отпуске и других «приятных бонусах» работы.
При этом находятся те, кто с уверенностью заявляет: наши родители жили в лишениях, но столько не работали.
Несмотря на шестидневную рабочую неделю при Сталине-Хрущеве до 1967 года, отпуск по уходу за новорождённым малышом, который до 1986 года предоставляли всего на год, а потом увеличили на полгода, все равно работе времени уделяли меньше.
В газетах и очерках того времени сложно найти информацию о частых переработках и труде без выходных. Героический трудоголизм был нечастым явлением, но и он преследовал не корыстные, а более глобальные цели.
Больше всего в России люди трудились в период войн и вооружённых конфликтов. А, к примеру, с 1929 по 1940 год рабочий день и вовсе составлял семь часов.
Современный человек стал работать гораздо больше своих предков. Разумеется, тяжесть труда тоже изменилась, но на общее соотношение труда и отдыха это не повлияло.
Иногда создается впечатление, что представители некоторых профессий находятся на рабочем месте от рассвета и до заката. Они отвечают на письма, звонки, постоянно мониторят графики и изменения в чем-либо. С самого раннего утра им необходимо быть на связи, соблюдать дедлайны и успевать выполнять срочные и неотложные поручения.
Причём это касается не только офисных работников. Взять к примеру учителей: помимо уроков и внеклассных занятий они ещё и на дом берут работу. Составить план, проверить тетради, заполнить отчёт и пообщаться с родителями в чате. Рабочий день прерывается лишь сном.
Также трудятся без остановки самозанятые и мастера-ремонтники. Лишь в последние несколько лет отмечается спад их активности в вечернее время и повышение ценников на услуги. А до этого, чтобы зарекомендовать себя, мастер был готов выезжать на работу и в 5 утра, и в 10 вечера.
Казалось бы: работают сами на себя, берут только те заказы, которые нравятся. Но есть и обратная сторона медали: у мастеров такого плана нет ни больничных, ни отпусков, ни фиксированной заработной платы. Все зависит исключительно от них. Сколько поработал — столько и заработал.
Несколько лет назад реклама по ТВ буквально звала каждого второго стать самозанятым. Сниженные налоги, работай, как и когда угодно, уровень дохода контролируй сам. А что в итоге? Люди добровольно отказались от социального пакета, на пенсию себе вынуждены откладывать самостоятельно и лечиться — тоже. И, если раньше самозанятыми становились парикмахерши, рукодельницы и вольные писатели, то теперь даже некоторые воспитатели в детсадах обладают этим незавидным статусом.
Помимо самозанятости людей переводят на краткосрочные контракты. Чаще всего это касается преподавателей. Гарантий продления никаких, а новый учебный год может сопровождаться поиском не стильного костюма, а работы.
По данным Росстата, более 13 миллионов россиян не могут похвастаться уверенностью в завтрашнем дне. Люди боятся остаться без заработка, не имеют никаких гарантий на случай форс-мажора или болезни.
Работники стали жаловаться на невыплаты зарплат, отсутствие премий и многочисленные переработки. И в суд не пойдёшь: работать кто тогда будет?
Фраза «не надо кошмарить бизнес» со временем стала восприниматься иначе.
За последние годы Первомай перестал быть праздником. Действительно празднуют День весны и труда немногие. В основном это чиновники или госслужащие. Их права максимально защищены, они уверены в завтрашнем дне, размере зарплаты и спокойном больничном.
При этом подобная тенденция наблюдается не только в России. Даже кажущиеся нам безбедными американцы стали работать больше, сложнее и тоже часто остаются без гарантий.
При этом упорный труд не гарантирует успех. Так, к примеру, трудящийся по 12 часов в сутки не мечтает о скором получении квартиры или путевки для детей в лагерь. Он просто работает. Чтобы пойти на работу завтра.
Первомай перестал быть настоящим праздником. Люди, не имеющие стабильной работы, гарантий и социального пакета, выходят на улицы с призывами к достойному труду. Только это уже не праздник, это протест. Это требование, которое когда-нибудь обязательно должно быть услышано.