Квартирный вопрос — одна из острых проблем, которая годами не теряет своей актуальности. Но как быть, если законных владельцев несколько, и один превращает жизнь другого в сущий ад. История о рейдерах, 15 лет пытавшихся выжить москвича из его же квартиры, закончилась приговором. Сколько стоит право жить в своём доме, и почему самооборона не может помочь — разбираемся в нашей статье.
Казалось бы, рейдерские захваты остались в далёком прошлом, а право на собственность строго неприкосновенно. Но, к сожалению, так считают не все. На протяжении 15 лет 30-метровая однушка в районе Автозаводской в Москве стала настоящим полем битвы за правду.
После развода бывшая жена и сын продали свои доли, оставив Андрея Васильева одного с ворохом проблем. Новые владельцы начали активно перепродавать свои доли или «дарить» их другим. В итоге две трети квартиры не менее 6 раз с 2009 года переходили из рук в руки.
Каждый новый хозяин придумывал изощрённые способы, как выселить из жилья её законного владельца.
Сначала к Васильеву подселялись незнакомые ему люди, которые просто мешали привычному ритму жизни, а затем в адрес мужчины стали поступать предложения продать жилье за бесценок. Когда ответ был ясен, новые хозяева доли пускали в ход другое «оружие» — угрозы и силу.
Так, в 2024 году новый «подселенец» Васильева схаватился за нож и набросился на несговорчивого собственника. В ответ тот взял черенок от лопаты и несколько раз приложил им обидчика. Удары оказались для нападавшего фатальными. После москвич спокойно вызвал полицию и сообщил об убийстве.
Уже на допросе у следователя Васильев узнал, что очередной его «сосед» — рецидивист с немалым «послужным» списком. В последний раз он был судим за серию краж, но смог выйти досрочно. А подселение в столичную однушку стало роковой ошибкой злоумышленника.
Сразу после задержания Андрею Васильеву предъявили обвинения в убийстве. Однако из-за широкого общественного резонанса дело было пересмотрено, а действия мужчины переквалифицированы на «Убийство в состоянии аффекта». В итоге Васильева приговорили к 2 годам ограничения свободы и выплате семье убитого 700 тысяч рублей. Проживать мужчина обязан в своей квартире и ежемесячно отмечаться в полиции.
В беседе с журналистами Васильев сообщил: виноватым себя не считает, поскольку защищал себя и своё жильё. Сейчас он ждёт решения апелляционной инстанции. Мужчина пояснил: его действия подпадают под самозащиту, и своим примером он показал: люди должны иметь реальное право защищать свои дома и себя в них.
Известно, что уголовное дело возбуждено и в отношении рейдеров, на протяжении 15 лет охотившихся за однушкой Васильева.
Изучив все обстоятельства уголовного дела, эксперты отмечают: деяние Васильева подпадает под статью о превышении пределов самообороны.
Кандидат юридических наук, адвокат Оксана Филачева заявила: дело Васильева она считает не только победным, но и может смело назвать его прецедентом.
Во-первых, пояснила правозащитница, серьёзно изменилась квалификация совершенного деяния. Из «убийства» она уменьшилась до «убийства в состоянии аффекта», что позволило хозяину квартиры остаться на свободе вместо реального срока заключения.
А, во-вторых, и самых главных — в отношении рейдеров было возбуждено ответное уголовное дело. В современной практике такой комбинации ранее ещё не встречалось, объяснила юрист.
Адвокат обратила внимание, что, по её мнению, дело Васильева и вовсе должно было рассматриваться по статье «превышение пределов допустимой самообороны», ведь на протяжении 15 лет добросовестный гражданин законными способами отстаивал своё право на спокойную жизнь в собственной квартире. В итоге терпение лопнуло, а страх за собственную жизнь стал решающим в схватке за квадратные метры.
«Наши граждане должны быть защищены. Не должно быть ситуаций, когда добросовестный гражданин, проживая в своей квартире, пусть даже имея в собственности лишь 30% этой квартиры, в течение 10 лет подвергается насилию», — резюмировала специалист.
Сегодня Андрей Василев вернулся в свою квартиру. Вместе с ним на протяжении почти года разбирательств была его возлюбленная Ольга. В августе, похвастался мужчина, он обвенчался с ней, нежно назвав своим «ангелом-хранителем».
Несмотря на то, что вопрос с квартирой ещё не решён, мужчина отмечает: он будет стоять горой за своё жильё.
Эта квартира досталась ему от бабушки с дедушкой, которые получили жильё от оборонного завода, где работали много лет. После приватизации квадратные метры были поделены на всех членов семьи по трети на каждого.
Андрей Васильев отмечает: право собственности на часть квартиры всё равно сохраняется за рейдерами. Однако мужчина уверен: его история, как и несколько аналогичных, ставших достоянием общественности, позволит сдвинуть ситуацию с мёртвой точки и законодательно решить вопрос с «подселенцами» и выживанием добросовестных владельцев из своих домов.