Это несколько неожиданно признавать, но 2020-е годы стали снова периодом активного «бурления» на постсоветском пространстве. И ладно бы одна Украина! Вот Молдавия проявила «инициативу» четыре года назад, когда пророссийский кандидат Игорь Додон «пролетел» на выборах мало кому понятной тогда Майе Санду.
Теперь же эта маленькая прикарпатская страна у порога очередного поворота: идут переговоры о вступлении в ЕС и формально признан референдум об этом состоявшимся. На носу – второй тур президентских выборов, который пройдёт уже в это воскресенье.
Майя Санду, либералка и «прозападница» выиграла первый тур выборов 20 октября с 42,5% голосов. Её главный оппонент, бывший генпрокурор Молдавии Александр Стояногло набрал 25,9% голосов избирателей. В преддверии второго тура голосования он сделал ряд заявлений.
Так, Стояногло, в случае своего избрания на пост президента готов развивать многовекторную внешнюю политику Молдавии. При этом, он указал, что необходимо улучшать нынешние отношения с Российской Федерацией.
«Наивно полагать, что разрыв связей или антагонизм с крупным соседом принесут выгоду нашей стране», - заявил политик.
Также Стояногло намерен сотрудничать и с Китаем. При этом: не порывать связей с Евросоюзом. В конце концов, Молдавия – европейская страна.
Готов он встретиться и с Путиным:
«Если повестка будет интересна большинству молдаван и будет потребность во встрече, то я встречусь с президентом России», - заявил он.
Так что внешне программа Стояногло выглядит конструктивно. В этом он весьма схож с линией, которую проводит партия «Грузинская мечта» Бидзины Иванишвили и Ираклия Кобахидзе.
Логика здесь предельно ясна: малым странам сего мира как воздух нужна взвешенная политика. Никто ни в Молдавии, ни в Грузии или даже Литве не желает шараханий от одного конфликта к другому.
Никто не хочет ссориться ни с Россией, ни с США, ни с ЕС, ни с Китаем. Так зачем эти метания?
Элиты постсоветских государств порой на своей «шкуре» очень жёстко чувствуют последствия геополитических и идейных сдвигов, которые зародились в США в период правления администрации Обамы.
И всем уже порядочно надоели эта «борьба» не пойми за что, которая оборачивается в итоге охотой на ведьм в «трансгуманистической» идейной оболочке. И разграблением их государств.
А страны хотят не этого, они хотят процветания... Казалось бы, в XXI веке шансов на это больше чем когда ни было, однако не всё так просто.
Санду в своё время шла к власти тоже под определёнными лозунгами.
«Я буду бороться против тех, кто нас обкрадывает и доводит до нищеты. Буду работать в интересах всех граждан, чтобы повысить уровень жизни и вселить уверенность в завтрашнем дне», - такие речи Санду понравились многим молдаванам.
Они были направлены против тогдашнего главы страны Игоря Додона, коего многие не любили за его олигархическое происхождение и всё с этим связанное. Но что в итоге вышло?
Оказалось, что олигарх Додон был выгоднее рядовому молдаванину, чем Санду с её евроинтеграцией и антироссийской истерикой. Да, процесс евроинтеграции запущен. Только вот цена за него весьма высока.
Цены на электричество, газ, а соответственно и на все остальное подскочили. С 1990-х годов не самая сильная в Европе экономика Молдовы забыла о галопирующей инфляции.
Но с Санду во главе – вспомнила. За эти годы, усиленная санкциями и ковидной депрессией экономики, она достигла до 30%. Всё больше молдаван вынуждены безо всякой войны или чумы бежать из страны. Кто в Россию, кто в Европу.
Каким будет нынешний выбор граждан этой маленькой страны? Многое говорит за то, что Молдавия может прокатить Санду. Она набрала себе весьма серьезный антирейтинг своими реформами. Тот же Игорь Додон в разговоре с ТАСС заметил:
«Майя Санду может сейчас выиграть только за счёт вбросов бюллетеней на участках в западных странах».
Именно так был «выигран» референдум о вступлении Молдавии в ЕС.
Политолог Дмитрий Кисеев полагает, что сейчас сама Санду настроила граждан против себя не только своей политикой, но и тем, как она ведёт кампанию.
«Кампания её идёт истерично. Она постоянно запугивает граждан разрывом связей с Европой, если победит Стояногло. Но люди уже поняли цену этим «пугалкам», — считает он.
Главный риск, по мнению всех вменяемых наблюдателей, сейчас таков: фальсификация итогов голосования на западных избирательных участках. Молдавская диаспора достаточно велика, и её явно будут использовать для этих целей.
Но в таком случае, как к этому отнесётся оппозиция в самой стране? Раздражение и озлобление общества велики. Знаковые фигуры местной политики отказали ей в поддержке. Это и экс-министр иностранных дел Андриан Нэстасе и лидер «Нашей партии» Ренато Усатый.
Так что, вполне возможно, что если результат второго тура не устроит граждан, то в Молдавии появится новый вид майданов – пророссийский.