Статьи01.09.2024 - 11:51

Американцы сэкономили: Генерал Попов рассказал о причинах уничтожения F-16 в небе над Украиной

Информация о гибели первого «натовского» истребителя из числа презентованных на Украине месяц назад появилась 29 августа. Сообщалось, что самолет был уничтожен в ходе отражения российской военной атаки своей же ракетой. О возможных причинах ЧП – в нашей статье.

Фото: из открытых источников

В стане противника нет единения?

Истребитель F-16 был сбит ракетой ЗРК Patriot 26 августа. И это стало первым уничтожением уникальной военно-воздушной техники подобного рода. Некоторые военные эксперты «посмели» предположить, что это было сделано намеренно, чтобы ликвидировать неугодного властям пилота.

Однако есть и другие (более правдоподобные) предположения: тем, кто управлял «дружественной» ракетой не хватило координации, либо ракета сама не признала в истребителе «своего», либо пилот сам сделал роковую ошибку. Рассмотрим разные версии данного ЧП.

По мнению Владимира Попова, заслуженного военного летчика России, у ВСУ Незалежной не отработана организация взаимодействия между отдельными системами и службами.

Генерал-майор Попов

 

«Чтобы система работала, как часы, технологию взаимодействия лётчиков, командных пунктов, расчетов ПВО необходимо отрабатывать до мелочей, - пояснил генерал-майор. - Противник же, видимо, торопится любой ценой показать результат работы F-16».

Возможно, это и стало причиной того, что не сработала система оповещения «свой-чужой». Но если поспешить, людей можно насмешить, что в итоге и вышло. Правда, смешного в произошедшем мало.

Попов считает, что ЧП могло случиться из-за разных каналов оповещения, используемых системами западного назначения и украинскими ПВО. Последние до сих пор пользуются системами еще советского образца. Учитывая, что два потока информации идут практически одновременно, надо, чтобы и системы сработали в унисон.

ПВО Украины до сих пор используют старую советскую систему

 

«Если подтверждения от одного или другого канала одновременно нет, то работать будет крайне проблематично, - считает генерал-майор. - Очень трудно определить свой это объект или чужой. Один сигнал будет показывать, что это свой, а другой говорить, что это - противник».

 

Доверяй, но проверяй!

Не стоит при этом сбрасывать со счетов и человеческий фактор. Психофизиология того, кто отвечает за пуск, стрельбу или положение цели, включая ее автосопровождение, имеет большое значение. Секунды, когда контролирующий процессы человек принимает решения, могут оказаться роковыми.

При этом, если в другие доли секунды удастся прояснить, что поражаемая цель «своя», можно дать сигнал для самоликвидации. Тогда ракета взорвется на подлете. В данном случае такого, как мы знаем, не произошло.

Ракете можно дать установку на самоликвидацию

 

«Скорее всего на ЗРК работали западные специалисты, которые полностью положились на интеллект техники, - предположил бывший военный летчик. – Не секрет, что западные специалисты доверяют в первую очередь автоматике».

При этом военный специалист не исключает, что ЗРК вообще не был оснащен системой оповещения. Американцы, передавая истребители и опасаясь, что вооружение может попасть к русским, вполне могли снять «свой-чужой».

В противном случае, если бы F-16 вдруг оказался в руках ВС РФ, могли быть раскрыты коды системы, что грозило бы военному провалу ПВО целого государства.

 

Сделать из пилота героя

Одна из версий, озвученная некоторыми военными аналитиками, заключается в том, что самолет мог быть уничтожен в капонире – фланкирующем сооружении для ведения флангового огня по одному или двум противоположным направлениям.

Вполне возможно, что во время взлета по аэродрому ударила российская ракета, летчик получил осколком по стеклу и не справился с управлением. Также это могло произойти и незадолго до взлета прямо в ангаре. Пилот потерял сознание и заживо сгорел.

Истребителем управлял опытный пилот (крайний справа)

 

При таком раскладе, конечно, мало кто в этом сознается. Для товарищей важно сделать его героем, погибшим в небе, в бою, а не при нелепой случайности. Тем более что пилотировал взорвавшийся истребитель один из самых опытных летчиков ВСУ Алексей Месь.

«Война есть война и такие эпизоды возможны, - с сожалением написала в своих соцсетях Марьяна Безуглая, заместитель главы комитета по вопросам национальной безопасности и обороны Верховной рады Украины. – Культура лжи в командовании воздушных сил ВСУ, как и в других высших военных штабах, приводит к тому, что система управления военными решениями не улучшается на основе правдивой, последовательно собранной аналитики, а ухудшается и даже коллапсирует».

Марьяна Безуглая

 

По словам Олега Соскина, бывшего советника экс-президента Незалежной Леонида Кучмы, если при каждой битве, при каждом ударе будут теряться F-16 с людьми такого уровня, то не хватит никаких истребителей и не найдешь подобных специалистов.

 

Не всё так просто…

Еще одна версия, которую на Украине озвучивают практически полушепотом, и о которой мы уже упоминали в начале статьи, - пилот Месь, неоднократно резко критиковавший «просроченного» президента, был намеренно сбит по приказу Зеленского.

Так, на недавней презентации F-16 в Одесской области Алексей Месь не только не отдал честь главнокомандующему, но даже не пожал ему руку. Что ж, зная Зеленского, данная версия вполне имеет право на существование, считают некоторые военные аналитики.

Владимир Зеленский во время презентации американских истребителей

 

Однако по версии Генштаба Украины причиной крушения стала ошибка летчика, поэтому у него не было ни единого шанса катапультироваться. Но в это мало, кто верит.

Даже самые опытные военные летчики склонны считать, что американцы, действительно, перед отправкой техники на Украину, сняли с нее систему оповещения. Ведь лучше пожертвовать одним, пускай и опытнейшим пилотом, чем лишиться всей своей системы ПВО. 

Реклама